Все о фотобанках и микростоках, купить и продать фото, работа для фотографа и иллюстратора
Информация
Сервисы
Форум
Вход:Запомнить
Регистрация

Собаки лают - караван идёт (интервью с Львом Долгачевым)

Автор: Лев Долгачев (вопросы задавал Дмитрий Станкевич); Добавлено: 2006-12-17; Измененено: 2010-02-13;

Давно хотел пообщаться с кем-либо из интересных фотостокеров один на один, а не в шумной суете форума. Задать вопросы, получить ответы, может быть чему-то научиться, ну или по крайней мере удовлетворить свое (а заодно и чужое) любопытство… Вот, такой случай и представился…

Спасибо за это таллиннскому фотографу - Льву Долгачеву (кстати, автору одной из статей о микростоках), который согласился ответить на мои вопросы о себе, своей работе и о микростоковом бизнесе в целом. Вот какой у нас получился разговор:

Лев, наверное, давай начнем разговор с самого начала. Расскажи, как ты пришел в фотобанки? Как все завертелось?

Пришёл так - что-то где-то услышал от знакомых, нашёл какие-то материалы по теме и зарегистрировался в нескольких фотобанках как фотограф. Было это в октябре 2005-го года, то есть примерно год назад. По тем временам у меня было мало что предложить на продажу - я тогда снимал старой плёночной "лейкой" уличные сценки и был классическим streetlife фотографом - увидел интересного человека, подошёл в упор (я никогда не снимал на улицах телезумом, всегда подходил к людям вплотную, под конец я уже просто валял дурака и снимал крупные портреты незнакомых людей на улицах фиксом 24мм), снял, поблагодарил, если тебя заметили, пошёл дальше. Очень интересный "спорт", очень разный в разных странах. В Париже люди реагируют на тебя так, в Стокгольме - иначе, где-то ещё - ещё как-то. Но вообще люди очень невнимательны и обычно просто не замечают того, что их снимают, даже если это делать "в упор". Это иногда кажется невероятным, но это - факт. В результате частенько получались интересные кадры. Что-то из этих старых уличных фотографий до сих пор можно увидеть у меня на сайте.

Но для фотобанков это всё не подходило. Я не имел никаких разрешений на продажу этих карточек от людей, которые попадали ко мне в кадр - это раз. А два - по техническому качеству они не совсем соответствовали тому, чего ждут от коммерческого продукта инспекторы ведущих банков. Поэтому стартовал я с довольно скудным набором тех своих городских уличных карточек, на которых не фигурировали люди, и фактически меня "приняли" только на fotolia. Потом что-то там пару раз продали, я обрадовался, бодро довёл размер "портфолио" картинок до ста, и на этом успокоился. Примерно так выглядела первая часть "марлезонского балета".

На тот момент я уже решил заняться постановочной, "студийной" фотографией людей - ну, на улице банально стало слишком холодно снимать. А меня очень пёрло от фотографии, я просто не мог остановиться и ждать весны. С фотобанками это никак не было связано, о фотобанках я к тому времени вообще успел забыть. Просто хотелось снимать, без какой-то конкретной цели. Попёрло - и не мог остановиться. Благодаря уличным кадрам, меня, как фотографа, уже немного знали, поэтому когда я сообщил в своём блоге о том, что хочу попробовать научиться снимать людей при искуственном свете и пригласил к сотрудничеству тех, кто хочет попробовать себя в качестве моделей, то как-то сразу очень много людей откликнулось с желанием посотрудничать. И с тех пор постоянно появляются всё новые и новые, уже даже и непонятно, откуда. Я стал вместо уличных сценок снимать "постановочные" кадры, постепенно ушёл с плёнки на цифру, со строительных галогенок на нормальное импульсное освещение, и так далее. Всё время хотелось пробовать что-то новое, что-то как-то делать лучше. В общем, не до фотобанков было совершенно, и свободного времени ни на что, кроме съёмки и обработки фоток не оставалось.

А потом пришла весна, и я как-то прознал, что огромные деньги, которые я заработал к тому времени на фотолии, можно вывести через moneybookers и потрогать "живьём". До этого я как-то и не задумывался об этом. Что-то продалось - и здорово. Кто-то заплатил за мою фотографию - и супер. А тут оказалось, как в анкедоте про ГАИшника, что "тут, оказывается, ещё и деньги платят". Огромных денег, заработанных на фотолии, хватило ровно на бутылку текилы, я пошёл, купил её, налил, немедленно выпил и сказал сам себе "теперь я настоящий фотограф, раз мне платят за это деньги. Вот эту бутылку я уже заработал фотографией". Это было приятно. И мысль о том, что кто-то заплатил живые настоящие деньги за мои карточки, и текила.

А буквально через неделю один из моих друзей сообщил о том, что с того момента, когда мы примерно вместе регистрировались в фотобанках осенью, он заработал продажей фоток суммарно 1000 долларов. Фолклёрно-классическую "штуку баксов". И я подумал - "пора, наверное, и мне уже прикрутить свой краник к этой трубе, раз по ней идут деньги". Я спросил моделей, с которыми к тому времени успел поработать, кто из них согласен подписать мне релизы, многие с удовольствием это сделали, и я пошёл в фотобанки "по-взрослому". С мая 2006-го года.

И каким оказался первый опыт?

Первый месяц был самым тяжёлым. Оказалось, что мои карточки обработаны под веб, и в 100% увеличении местами выглядят просто ужасно, в основном из-за очень сильных перешарпов - я старался делать так, чтобы карточки в маленьком размере были достаточно резкими и совершенно не заботился о том, как это выглядит "фулл-сайз". Незачем было. В сети хорошо выглядели, на бумаге - тоже. Этого было достаточно. В результате я получил массу отказов от фотобанков, особенно от ведущих. Иногда просто не брали, иногда объясняли: "отличные работы, но мы не можем их взять, они испорчены". Поначалу я ругался с инспекторами, но как-то быстро понял, что они правы. Коммерческий продукт должен быть безупречным или, как минимум, стремящимся к безупречности. Халява не проходит. Поэтому очень многие из моих лучших работ того времени так и не попали в фотобанки - там есть отличные карточки, прекрасно обработанные, но напрочь испорченные последующим увеличением резкости, и обратно этого уже не вернёшь. А делать их заново из исходных raw-файлов мне некогда, да уже, наверное, и не нужно.

Дальше, когда я при обработке новых карточек уже знал, чего именно с ними делать не надо, всё пошло бодрее и веселее. А поначалу было сложно.

Расскажи, какой аппаратурой ты сейчас пользуешься?

Canon 5D, несколько фикс-объективов, пара импульсников-моноблоков.

Планируешь что-либо менять в этом наборе? Или тебе пока этого хватает?

С одной стороны - хватает. С другой стороны - когда я не пробую чего-то нового, я начинаю "закисать". Так что, может быть, скоро добавлю в поле экспериментов ещё пару вспышек и три-флектор.

Твой любимый жанр в стоковой фотографии?

Женщины, наверное. По всему получается, что так. ;]

Это заметно. :)
Если ты не против, давай немного остановимся непосредственно на твоем рабочем процессе. Уверен, многим это будет интересно… Как ты строишь общение с моделями, как готовишь их к съемке? Пользуешься ли ты услугами визажиста или доверяешь этот процесс самой модели?

В 99% случаев работа идёт с визажистом. Фотомейк - это фотомейк, с тем, как себя модель красит, собираясь на праздник или на работу, это имеет мало общего.

Как строится общение с моделью? По-разному строится. Но в целом - тут же нет ничего сложного. Я - фотограф, которому интересно поработать с этой моделью. Она - модель, которой интересно поработать со мной. Значит, взаимное желание посотрудничать уже есть. А остальное прикладывается в процессе. Я во время съёмки обычно рассказываю моделям, что и зачем делаю. Почему свет поставил так, а не иначе. Почему это. Зачем то. Постоянно идёт коммуникация. Модели должно быть хорошо, комфортно и интересно, иначе вряд ли получится сделать хорошие фотографии.

Есть ли у тебя кумиры среди стоковых фотографов?

Кумиров, как таковых, нет. Есть друзья, есть коллеги, есть конкуренты. У всех и каждого - свой путь. Среди фотографов на этом рынке сейчас около сотни относительно серьёзных игроков, и каждый из них идёт своим путём. Я тоже иду своим, причём каждый день он немного меняется, этот путь. Творчество и коммерция - два очень динамичных процесса, подразумевающих постоянное движение, постоянные маленькие изменения, подстройку под ситуацию, попытки прощупать какие-то новые пути, а стоковая фотография - сплав творчества и коммерции. Поэтому пути и способы постоянно меняются, постоянно. Для меня это так.

Если же говорить о каких-то условных "фигурах", я могу назвать одно имя - Лорин Риндер. Я не могу назвать его кумиром, но однозначно могу назвать учителем. Учителем не в фотографии, мы с ним снимаем очень разные вещи, и очень по-разному. Учителем скорее в стоковом бизнесе. Это - живой пример человека, который на протяжении десятилетий делал royalties одним из источников крепкого дохода и отлично в этом преуспел. Лорин - голова. Совершенно сказочный дедушка, дай Б-г каждому так, как говорится.

А среди русскоязычной компании фотостокеров можешь выделить несколько заметных имен?

Сергей Анатольевич Пристяжнюк, он же "Заставкин". Очень умный человек, который из всех известных мне русскоязычных фотографов, сумел построить самый крепкий бизнес вокруг стоков. Если ты или я прямо сейчас на год забудем про стоки вообще, и ровно через год проверим "сколько мы сейчас зарабатываем в неделю", то, с огромной степенью вероятности, обнаружим, что наши доходы сократились в 2-3 раза. А если такой же фокус попробует сделать Сергей Анатольевич, то он, с большой степенью вероятности, обнаружит, что его доходы, напротив, выросли. Потому что его бизнес основан на использовании прибавочной стоимости, а наш - на собственной работе. Поэтому он - очень большой молодец. И уж точно заметная персона в среде русскоязычных фотостокеров.

Если же говорить не о бизнесе, а о фотографии, то их всех стоковых фотографов мне больше всего приятен, как зрителю, мой друг из Швеции Mikael Damkier. На очень многие из его работ я могу смотреть подолгу и получать от этого огромное удовольствие. Это - один из лучших фотографов на стоках сейчас, по моему мнению.

Поделись своими сегодняшними достижениями и ближайшими планами.

В ноябре я продал больше 9.000 фотографий. В ближайшее время планирую выйти на 15.000 продаж в месяц. Дальше - посмотрим.

Как ты относишься к самой идее микростоков?

Идея так же хороша, как идея любого бизнеса, связанного с пассивным доходом от объектов авторского права. Книги, музыка, фото. Всё, что может быть скопировано и продано бесконечное количество раз без потери исходного качества. В этом смысле royalty-free лицензирование - клондайк для тех, кто в состоянии делать хорошие фотографии и иллюстрации, поскольку каждая легальная продажа приносит автору деньги и количество продаж ограничено только коммерческим потенциалом работ и настойчивостью автора в желании предложить эти работы как можно большему числу потенциальных клиентов.

Тебе есть что возразить фотографам, которые утверждают что микросток убивает фотобизнес?

Мне нечего им возразить. Зачем я стал бы им возражать? У них свой фотобизнес - пусть им и занимаются. Те, у кого это получается успешно, вряд ли активно участвуют в каких-то прениях о вреде микростоков. Те, у кого не получается - неудачники, которые всегда будут утверждать, что им мешают "танцевать" микростоки, другие фотографы, плохие обстоятельства, слабая аппаратура и так далее. Нет никакого смысла им возражать. Собаки лают - караван идёт.

Твой прогноз на ближайшее время: как будет развиваться отрасль, какие есть проблемы, какие есть достижения. В общем, интересно твое личное мнение о перспективах микростоков.

Перспективы огромные. Как для фотографов, так и для новых фотобанков. Рынок для стоковых карточек практически безразмерный и конца-края этому видно не будет до тех пор, пока чисто технологически фотография не будет вытеснена видео в рекламе, интернете и журналах. С какого-то момента, рано или поздно, везде будет видео - открыл журнал, нажал пальцем на картинку - и она ожила, превратившись из фотографии или рисунка в кадр из фильма или мультика. Уже сейчас мы видим, как блоги заполняются вставками с youtube, позволяющими прямо на них нажимать и тут же, "не отходя от кассы", смотреть видео. Такого будет всё больше и больше. Возможно в какой-то момент всем серьёзным игрокам на рынке придётся переквалифицироваться из фотографов в режиссёров и операторов. Жизнь постоянно идёт вперёд. Но сам рынок останется таким же безразмерным, просто изменятся требования к тем, кто создаёт медиа-контент. Сейчас мы фотографируем, когда времена поменяются - будем снимать видео. Это нормально. Рабочие инструменты поменяются, вот и всё.

На ближайшие пару лет я прогнозирую рост рынка стоковой фотографии в арифметической прогрессии. Взрывов не будет, но стабильный рост до какого-то уровня обязательно будет. Всё это будет сопровождаться постоянно растущей конкуренцией среди фотографов и постепенным вытеснением любителей полупрофессионалами и профессионалами.

Причём эти профессионалы не придут извне - всем настоящим профи не до стоков - они востребованы и так, и достаточно зарабатывают, стоки им не нужны и не интересны. Ни для кого не секрет, что туда-сюда нормальный денежный "выхлоп" со стоков достигается только вложением очень приличного количества каждодневного кропотливого труда и каждодневных временных затрат. Готовые профи сейчас могут продавать своё время гораздо дороже, чем им "заплатит" микростоковый бизнес. Новые профи микростоков появятся, и уже появляются, изнутри микростоков. Это те, кто начал зарабатывать фотографией первые деньги непосредственно на стоках, те, кто на них "вырос" и поднялся, те, кто чувствует ритм стоков. Та самая "молодая шпана". Они и вытеснят любителей, точнее даже не то, что вытеснят, а не дадут тем выйти далеко за их текущий уровень стоковых доходов, подбирая под себя всё большую долю рынка.

Плюс ещё какую-то роль сыграют профи из стран с низкими доходами. Из бывшего соцлагеря, из азиатских стран. Их на стоках становится всё больше уже сейчас. Это - ещё не "новое поколение". Это - те, кто умеет делать хорошо, но в своей стране не нашёл высокооплачиваемой ниши.

Скажи, а как ты расцениваешь перспективы русскоязычных микростоков, которые недавно начали или только планируют начать свою работу?

Захотят и смогут нормально работать - будут хорошо зарабатывать.

Можешь что-нибудь сказать фотографам, которые еще только присматриваются к микростокам?

Присматриваться не надо - надо пробовать. Попробуете - очень быстро сами поймёте, для вас ли этот бизнес. Как и любой другой, он даёт ощутимую отдачу только при довольно серьёзных вложениях времени и труда. Хотите зарабатывать на стоках приличные деньги - приготовьтесь работать над этим по несколько часов каждый день без выходных. Рано или поздно добьетесь своего. Хотите зарабатывать на пиво - можете позволить себе заниматься этим делом "по настроению" и "под пиво". Как и в любом деле, здесь справедливы пословицы "Без труда не выловишь и рыбку из пруда" и "Что посеешь - то и пожнёшь". Никаких золотых гор "за просто так" в этой индустрии, как и в любой другой, нет.

Лев, спасибо за интересный разговор, и удачи!

Источник: http::/www.microstock.ru/
Автор: Лев Долгачев (вопросы задавал Дмитрий Станкевич)
Материалы по теме:
Новости по теме: