Все о фотобанках и микростоках, купить и продать фото, работа для фотографа и иллюстратора
Информация
Сервисы
Форум
Вход:Запомнить
Регистрация

Интервью Ирины Терентьевой (фотобанк Лори) журналу КомпьюАрт

Добавлено: 2007-09-21; Измененено: 2007-09-21;

КомпьюАрт: Ирина, чем, по-вашему, микростоки отличаются от традиционных фотобанков?

Ирина Терентьева: Ответ на ваш вопрос лучше начать, что называется, «от печки». С чего пошли традиционные фотобанки? С коллекций слайдов и отпечатков. В 1920 году американец Робертс Х. Армстронг открыл свою коллекцию фотографий, предназначенную для многократных продаж. Это наиболее известный из первых фотобанков (и что самое интересное, он до сих пор существует!). Изначально в фотобанки (или фотобиблиотеки, как их тогда называли) фотографы отдавали дубли и кадры, снятые на заказных съемках, но не востребованные заказчиком. Для таких карточек фотобанк являлся шансом получить «право на жизнь». Однако в 80-х годах многие фотографы стали делать ставку именно на работу с фотобанками, а не на поиск заказчика – журнала или рекламного агентства. Тем самым, они способствовали развитию фотобанков и «стоковой фотографии». Сток – это «полуфабрикат» для издательств и рекламных агентств, изображение, иллюстрирующее какую-то одну идею или предмет. Редакторы фотобиблиотек объясняли фотографам, какие темы чаще всего требуются их заказчикам, а фотографы снимали заданный объект или прорабатывали заданную тему.

Как выглядела фотобиблиотека в конце 80-х? Офис в деловом центре крупного города, большие хранилища слайдов и отпечатков, специальные столы для просмотра слайдов. Для постоянных клиентов раз в год издавался каталог фотобанка – самые лучшие фотографии, которые поступили за последний год, хорошего качества полиграфия, чтобы у клиента возникло желание купить изображение. Все это требовало существенных финансовых затрат, поэтому и фотографии продавались достаточно дорого. С наступлением эры Интернета фотобиблиотеки стали потихонечку оцифровывать коллекции и выкладывать их на своих сайтах. Но работа это была затратная и по деньгам, и по времени.

В мае 2000 года iStockphoto предложил принципиально другую бизнес-модель. Эта фирма сделала ставку исключительно на цифровые фотографии, уже изначально созданные в цифровой форме. Поскольку не стало затрат на оцифровку и издание каталогов, то Айсток решительно снизил цены: вместо нескольких сотен долларов, как в «традиционных» фотобанках, они предложили изображения по цене от 1 до 15 долл., что сразу увеличило спрос, а вслед за этим стало расти и предложение. Поскольку бизнес-модель оказалась удачной, то следом начали открываться другие «микростоки»: ShutterStock, Dreamstime, Fotolia, BigStockPhoto и многие, многие другие. На сегодня количество микростоковых фотобанков на Западе измеряется сотнями.

Чем «традиционные» фотобанки отличаются от микростоков? Цена – это наиболее значимое отличие для большинства покупателей, тем более для тех, кто предполагает использование фотографии в Интернете. Однако есть разница и в качестве. Огромные изображения для рекламных постеров, которые будут рассматриваться с близкого расстояния (например, модели причесок в парикмахерских) можно получить только при фотографировании на слайд 6х6 см или больше. Но, если изображение будет печататься на рекламном щите, находящимся на уровне второго этажа и выше, то «микростоки» вполне способны удовлетворить заказчика по качеству изображения.

КА: Сколько в России микростоков? Пользуются ли они популярностью?

ИТ: В России работает несколько десятков традиционных фотобанков, таких как знаменитое фотоагентство Итар-ТАСС, например. Но есть и специализированные: новостные (Фотоэкспресс) или тематические (Гео-Фото). А вот с микростоковыми фотобанками пока не налажено. Для этого есть много причин. Например, в нашем законодательстве передача авторских прав осуществляется только при заключении бумажного договора между обладателем исключительных прав (автором) и фотобанком, а сам факт продажи обязан сопровождаться оформлением бухгалтерских бумаг. Все это очень пугает потенциальных заказчиков. Российских фотографов не всегда можно убедить, что многократные продажи «за копейки» позволят им получать гонорары сравнимые с гонорарами при работе с журналами напрямую. Поэтому в России из фотобанков, которые предлагали бы изображения определенных лицензий по микроценам и имели бы при этом базу фотографий хотя бы 30-40 тыс. изображений – на сегодняшний день в России только «Лори».

В каком-то смысле «Лори» тоже не является микростоком в чистом виде – у нас многоплановое лицензирование, позволяющее продавать одни и те же изображения по ценам, начиная от «микро» (в случае использования изображения, как «редакционное» и ограниченными тиражами или для Интернета), и заканчивая «традиционными» (для рекламных целей).

Отдельно следует сказать о специфичности российского покупателя изображений. В отличие от западного рынка, в России нет культуры покупки изображений, очень часто фотографии скачиваются из Интернета бесплатно. Другая крайность, когда некий журнал понимает, что ему нужны изображения постоянно – и открывает свой собственный карманный фотобанк. Привлекать фотографов в него – процесс трудоемкий, поэтому сотрудничество так и продолжается как прежде с несколькими основными внештатными фотографами.

На сегодня основными клиентами у нас являются юридические и бухгалтерские издания, т.е. те, кто доподлинно знает, сколько же на самом деле стоит бесплатное (украденное) изображение, а также «конечные пользователи» — компании, которые сами создают свою рекламу, не обращаясь в рекламные агентства. Они ищут наиболее бюджетное решение при подборе фотографий – и находят нас.

КА: Иными словами, в настоящее время микростоками пользуются две основные категории: те, кому это выгодно по финансовым соображениям, и те, кто желает получить лицензионно чистые для России фотографии. Почему это выгодно с точки зрения бухгалтерии?

ИТ: Все бухгалтеры считают деньги и сдают отчеты. Если дешевое изображение можно купить и у западного фотобанка, то вот приложить к бухучету затраты на его приобретение и вообще обосновать с точки зрения российского законодательства, откуда в рекламных материалах взялась именно эта фотография, при покупке изображений на Западе не получится. «Лори» сопровождает каждую продажу всем необходимым пакетом документов: счет, лицензионное соглашение, акт приема-передачи. С авторами фотографий «Лори» заключает бумажный договор и может предъявить его во всех спорных случаях (если они возникнут). При использовании изображений в рекламных целях мы отслеживаем, чтобы было получено согласие модели на использование ее образа. Недавно состоялось юридическое разбирательство: издание, выпускающее сканворды, воспользовалось «бесплатным» изображением из Интернета, а автор случайно увидел свою фотографию в этом издании и подал в суд. Поскольку с 1 сентября 2006 года вступила в силу поправка к 49 статье закона об авторских и смежных правах, то ему нет необходимости доказывать факт нанесения ему материального ущерба несанкционированной публикацией, а достаточно доказать только свое авторство и потребовать компенсацию от 10 тыс. рублей. В результате картинку форматом 2х3 см суд оценил в 20 тыс. рублей компенсации фотографу плюс возмещение расходов на судебные издержки… Согласитесь, если бы данная фотография была бы куплена законным путем, то это обошлось бы значительно дешевле. В «Лори» фотография такого формата стоит всего 30 руб. на год.

КА: Фотографии какой тематики пользуются наибольшим спросом?

ИТ: Чаще всего спрашивают фотографии городов России. Это и понятно: страна у нас огромная, из конца в конец проезжали ее немногие, и своих фотографий всех точек, где происходят те или иные события почти ни у кого нет. У нас на сегодня имеется более 8 тыс. фотографий разных городов России — как «миллионников» и областных центров, так и небольших городков. Причем наши фотографы очень ответственно относятся к своей задаче и присылают не только виды основных исторических мест своего города, но и какие-то детали, жанровые сценки на улицах города, закоулки и дворики. Посмотришь несколько страниц результатов поиска — и понимаешь, что Россия у нас красивая, в такой жить хочется! Кроме городов России большим и стабильным спросом пользуются жанровые фотографии: ситуации в офисе, пожилые люди, дети в школе. Очень часто заказчики уточняют: «Только, пожалуйста, чтобы дети не были неграми, а старушки ну хоть чуть-чуть походили на наших…» Фотографии «Лори» для таких заказчиков как раз подходят, потому что наши фотографы снимают на российских улицах и российскую действительность. Для рекламных сюжетов лучше подходят студийные съемки, для «новостных» — репортажные. Фотографии этих категорий у нас также присутствуют. Каждую неделю в базу фотобанка добавляется еще 1500-2000 новых фотографий. Есть из чего выбирать!

КА: Помогаете ли вы заказчику в поиске изображений?

ИТ: Очень часто заказчик и сам не знает, что именно ему нужно для иллюстрации. «А найдите нам что-нибудь веселенькое, в красных тонах», — говорит он. И мы находим. В фотобанке есть штат менеджеров, в задачу которых входит подбор изображений по запросам клиентов. У разных клиентов различная специфика. Книжные издательства будут перебирать несколько сотен похожих фотографий, чтобы найти одну-единственную, где поворот основного объекта будет полностью соответствовать замыслу дизайнера. Журналы не так жестко отбирают фотографии, но могут в процессе поиска полностью изменить свои желания. Так, один клиент искал в нашем фотобанке дом «непременно с красной черепицей» — а у нас как на зло все дома были с коричневой. В результате клиент к той же статье купил изображение выигрышной комбинации карт на покере: «А эта фотография даже лучше нашу идею отражает!» Так что бывает по-разному и не всегда предсказуемо.

Бывают ситуации, когда заказчик очень точно знает, что именно ему надо, а вот у нас этого-то и нет. В таких случаях, если позволяет время, мы обращаемся к нашим фотографам и просим специально отснять заданный объект или сюжет, чтобы он был. Иногда удается угодить заказчику, иногда — нет. Кроме того, мы регулярно проводим специальные тематические фотосъемки, на которые может придти любой фотограф «Лори». Темой съемки выбирается что-то наиболее часто востребованное — романтические отношения, счастливая семья, пенсионеры на отдыхе, работа в офисе. В результате таких съемок в фотобанке сразу появляется несколько десятков, а то и сотен изображений на нужную тему.

Бывают случаи, когда заказчику необходима не просто фотография, а полноценная постановочная съемка – с кастингом моделей, с гримом, костюмами или боди-артом. Этого невозможно найти на стоках – но мы можем организовать такие съемки. Пригласить моделей, гримеров, найти именно того фотографа, который лучше других передаст идею заказчика. Да, безусловно, это будет уже не стоковая цена – однако обращение к нам все равно позволит сэкономить за счет того, что у нас контакты уже налажены и на поиск тратится меньше сил и времени, студия у нас своя (она сейчас открывается) и к услугам клиента – все фотографы фотобанка. Да и документы на такую фотосъемку будут оформлены грамотно и с точки зрения передачи авторских прав, и с точки зрения бухгалтерского учета.

Это очень важный момент: покупателей надо обучать законодательству. Очень часто компании, использующие чужие изображения в своей работе – издания, рекламные агентства – вообще не знакомы с действующими нормами закона и рассчитывают, что все «и так сойдет». И очень удивляются, если возникают проблемы. У нас в планах проведение семинаров на темы юридического оформления изображений, эти семинары как раз направлены на то, чтобы обучить покупателей фотографий основам законодательства, незнание которых наносит весьма ощутимый ущерб.

КА: Как вы оцениваете свои перспективы и перспективы микростоков в России?

ИТ: Положительно. Ежемесячно только в одной Москве требуется около 300 тысяч изображений — и большая часть из этих изображений вполне может быть куплена по микроценам. Есть рынок дорогих рекламных съемок, но мы с ним не пересекаемся. Есть рынок новостных фотографий – здесь мы лишь изредка можем предложить что-то. Есть тематические запросы, т.е. когда нужны изображения конкретных музейных экспозиций или фотографии из путешествий в особо дальние края. Для этих целей есть специализированные фотобанки, но и мы можем помочь (выступить посредником в переговорах с музеем, договориться с фотографом, который может выехать в этот район), правда, при условии, что есть хоть какой-то запас времени. Основное направление «Лори» - это сток. Фотографии, которые могут наглядно иллюстрировать статьи в газетах и журналах, и отлично подойдут для книг и в качестве элемента дизайна сайтов или упаковки.

Наши фотографы говорят и думают по-русски, у них свой взгляд, и снимают они именно то, что нас всех каждый день окружает. Мы не оторваны от действительности и можем предложить иллюстрации на любую тему, у нас умный поиск, а система «самообслуживания», когда покупатель сам может выбрать себе то, что ему нравится из базы фотобанка, удобна для заказчика.

Фотография – это труд фотографа. И этот труд должен быть оплачен. Для многих российских покупателей изображений традиционная цена на фотографию непомерно высока, взять к примеру тех же издателей сканвордов, ну не смогут они покупать иллюстрации в своих объемах и по сорок долларов, а микроцена – доступна. Но сам факт того, что все потребители изображений начнут покупать их (пусть даже по микроценам!) приведет к тому, что у нас в стране тоже станут уважать авторское право и чужую собственность. А это означает, что жить в России станет лучше.



Ирина, благодарю Вас за интересное интервью и очень полезную информацию для редакционно-издательских фирм и рекламных бюро. Успехов Вам!

Материалы по теме:
Новости по теме: