Несколько раз уже слышал про это понятие, но не нашел где дельно расписано.
Что это такое?
Как он отличается например на d700 и d80?
И что это означает в практическом смысле.
Несколько раз уже слышал про это понятие, но не нашел где дельно расписано.
Что это такое?
Как он отличается например на d700 и d80?
И что это означает в практическом смысле.
К фотоаппарату это отношения не имеет. Это параметр диафрагмы объектива. При сильном закрытии диафрагмы падает качество картинки из-за явления дифракции. примерно на 11 становится заметным, чем сильнее закрываем диафрагму - тем хуже качество. После значения 32 - 44 большинство объективов практически невозможно использовать из-за мутной картинки.
Очень даже имеет, хотя и от объектива зависит тоже конечно. Если размер зоны френеля >= размера пикселя, то в принципе все в порядке, а в противном случае будет наложение волн, особенно красного спектра, т.к. они самые длинные. На кропах вроде 1,6 как у кенона и 18Мп - дифракция по красному спектру (длина волны порядка 650-720нм) будет ВСЕГДА при диафрагме порядка 11-13 и более закрытой, все зависимости от объектива.
На тушках с жирным пикселем вроде старых кропов на 6-8Мп или ФФ никона 12Мп этот порог будет гораздо позже, т.к. пиксели более жирные.
В известной статье "Разумно о фото" написано, ИМХО, вполне понятно:
Цитата:
Из-за волновой природы света строгие «точки» геометрической оптики размываются в дифракционные пятнышки. Характерный размер этих пятнышек в микронах — A/2 (более строго — длина волны*A*коэффициент порядка единицы, зависящий от критерия разрешимости, можете поискать в Сети по фразе «пятно Эйри»). Напомню, что А — значение диафрагмы. Т.е. для типичных значений 2-8 размеры соответствующих пятен — 1-4микрона. Много это или мало? Посчитаем. Возьмём «типичный» размер картинки в 5Мпиксел, т.е. грубо 2000точек по высоте. Для плёнки (Kf=1) с её высотой 24мм (24000микрон) получается шаг точки = 24000/2000=12микрон. Для Kf=4 — 3микрона, для Kf=5 — 2.4микрона. Таким образом «замыливание» картинки дифракцией на матрицах 1/1,8" и 2/3" начинается уже с диафрагмы 8, в то время как у 300D(Kf=1.6) — только с 22.
Т.е. начиная с определенной диафрагмы, дальнейшее прикрытие дырки будет ухудшать резкость. Чем больше плотность пикселей на матрице (dpreview.com теперь в кратких спецификациях указывает такой параметр в MP/cm^2) тем с более маленького диафрагменного числа начинается дифракционный предел.
Я просто при съемке предметки например и пейзажей стараюсь прикрыть диафрагму на максимум. Получается, что на самом деле качество на f11 например будет лучше, чем на f22? Именно качество, про ГРИП не говорю.
Я бы сказал, что оптимальный режим работы объектива находится в пределах f/5.6-8, f/11 - это максимальный предел диафрагмы, при котором ещё не ухудшается качество изображения. Что касается съёмки предметки на полностью закрытой диафрагме, могу сказать, что я довольно успешно фотографировал предметку на f/22 на Canon 50D с 17-55/2.8 IS USM, но при этом 15 мегапикселов приходилось снижать примерно до 8-9, чтобы нивелировать снижение чёткости изображения из-за дифракции. Сейчас я снимаю на полный кадр и могу также отметить, что, например, 24-105/4L на f/22 ведёт себя заметно лучше, чем 17-55/2.8 на такой же диафрагме, из чего можно сделать приктический вывод, что дифракционный порог для полного кадра несколько выше, чем для кропа. Однако при этом, конечно, глубина резкости на полном кадре при f/22 получается примерно такая же, как при f/11 на кропе.
Качество изображения растет при закрытии диафрагмы, но с некоторого значения диафрагмы матрица уже не может обеспечивать попиксельную резкость. На хороших объективах падение резкости будет заметно именно с этого значения (порядка F/8-F/11). На плохеньких объективах прирост в резкость будет увеличиваться с закрытием диафрагмы, и явление дифракции заметим позже. Это потому, что в этом случае поджимание дырки приносит больше пользы, чем падение резкости из-за дифракционного ограничения диафрагмы...