подпишусь на все 100%. Для академической точности - "фокусное расстояние" это глюк, на самом деле речь идет о рабочем отрезке, который тоже не совпадает
но у никона рабочий отрезок длиннее, чем на М42, а у кэнона - короче, что соответственно легко компенсируется переходником (его толщиной).
В остальном все правильно. Работает экспозамер (корректно, иногда требует коррекции - например, для фишая нужно корректить в минус, но это нюанс) в режиме приоритета диафрагмы. А если переходник с одуванчиком (filmprocess.ru) - то еще и датчик точной фокусировки работает, т.е. объектив ведет себя как штатный, переведенный в режим ручного фокуса.
Возможностей масса. Я пользую Юпитер-9 (очень нравился, подарил другу, жалею); очень удачный гелиос-44-м-4; Волна-9 (макрик, практически не хроматит, весьма резкий); Зенитар 16мм Fish Eye (шикарное стекло, кстати); монокли самопальные; макромехи (в комплекте с индустаром 9-У, от увеличителя - шикарное макро в огромных масштабах и тилт-шифт, никак не доделаю). Очень красивый портретник гелиос-40 (пропал из продажи и дорогой). Есть шикарные ширики. Причем и для стоков в т.ч. (ну, фишайные штуки вообще легко идентифицировать; есть и юпитер, и гелиос, и волна).
Для массового производства эти стекла не очень удобны (и то не всегда: для экстремального ширика на 20 мм автофокус - скорее игрушка, а старенький мануальный цейс будет круче родного нового, поищите тесты в сети), но во-первых - не всегда разумино покупать дорогущее стекло для эпизодических съемок (тот же фишай - нужен крайне периодически, по качеству зенитар не уступает родному, стоит вчетверо дешевле...); во-вторых - можно, полцацкавшись с даже некачественной линзой, понять востребованность изучаемого фоусного и дальше делать выводы; в-третьих - а часто они просто лучше или настолько другие, что прекрасно пользуются параллельно родному стеклу.
И кстати, не советской оптикой единой богата М42
И кстати, для видео - такая оптика решает кучу проблем, связанных с ограничениями управлением камерой. За стеной телевизионщики - накупили на Марка-2 рукокрутных зумов и кайфуют, имея живое во время съемки управление фокусным и диафрагмой, что с автофокусным стеклом далеко не всегда возможно (диафрагму например без извращения не поменяешь..)