Мне кажется, что не все так однозначно и просто с ситуацией по флэшу. Я то же периодически размышляю над тем, чтобы попробовать продавать флэш. Но с одной стороны дефицит информации со стороны авторов, которые продают флэш. С другой стороны собственные размышления не приводят к явным перспективам.
Во-первых, я бы не стал так уж сразу списывать флэш и отправлять его на пенсию. Технология эта многогранна и стала развиваться по нескольким направлениям: 1) интерактив в интерфейсах; 2) медиа-реклама (в основном баннеры); 3) игры; 4) анимация. Хотя они и имеют ряд общих технологических моментов, но каждая обладает при этом своей спецификой.
HTML-5, которым нас так долго и сильно пугают может составить реальную конкуренцию только в интерфейсах и медиа-рекламе. Но даже в этих областях он только развивается и не достиг серьезного и доминирующего положения. Куда более полноценный аналог Microsoft Silverlight за эти 7-8 лет с момента своего появления уже многими и забыт
Так что тут успешность продажи флэша следует оценивать исходя из того к какому направлению относятся работы. Например, автор, который продает интерактивные элементы или целые сайты на флэше, может оценивать спрос, как плохой. Хотя по разным объективным причинам востребованность на данный вид флэша стала падать. А другой автор считает флэш прибыльным направлением, но у него портфолио состоит из одной анимации, например. Это я лишь привел примеры и не пытаюсь утверждать, что какое-то из направлений прибыльное, а какое-то нет. Мне просто кажется, что этот параметр следует учитывать. И чтобы это понять как раз и хотелось бы услышать мнение авторов, имеющих опыт работы с продажей флэша. Был бы очень признателен тем, кто делится своим опытом, за указание инфы о том, в каких из направлений они работают и дать оценку отдельно каждому своему направлению по спросу и прибыльности. Это бы помогло более объективно оценить положение о перспективах рынка флэша.
Во-вторых, есть сложности и внутри самой технологии флэша. Модификация и редактирование флэшек часто довольно геморройный процесс. Очень многое зависит от автора, который создает флэш. Если автор изначально не закладывает принцип последующего быстрого внесения изменений в ролик, то ценность такого флэша сильно падает. Нужно сказать, что даже при желании не всегда удается этого принципа придерживаться. А затраты на модификацию такой флэшки с «жесткой конструкцией» часто равны затратам на создание новой с нуля (иногда даже если автором исходника являешься ты сам). Мне кажется вот эта громоздкость самой технологии создает определенный барьер на спрос подобного контента.
В-третьих, флэш довольно тесно переплетен с языком программирования ActionScript. Его незнание лишает автора множества вкусных возможностей технологии. К таким направлениям, как интерфейсы или игры, вход будет закрыт. Не каждый человек захочет или сможет потратить часть своего времени на освоение языка программирования. Да и некоторым это совсем не интересно. Это создает определенный барьер для входа в технологию. В принципе, это скорее плюс, чем минус для тех кто в теме. Меньше конкуренция, выше цена и спрос.
В-четвертых, мне кажется стоки так и не смогли создать рынок купли-продажи флэша. Тот же Айс продает флэш уж очень дешево. К сожалению, не помню какими были цены несколько лет назад, но сейчас большая часть флэша дешевле вектора. Анимация объективно не может стоить дешевле, чем вектор, из которого она сделана. Это как мясные сосиски, которые дешевле мяса
Короче, такие направления как анимация или игры становятся просто нерентабельными. Хотя думаю, можно найти какой-то выход путем унификации. Например, сначала рисовать вектор и продавать его. Потом делать ролик на его основе и продавать как флэш. Затем конвертировать флэш в видео и продавать, как футаж. Может быть такая схема более не менее нивелирует затраты и будет приносить деньги. Но опять же часть флэш-направлений отпадут так как не смогут вписаться в подобную схему из-за своей специфики.
Похоже, что стоки не смогли учесть, предусмотреть или даже понять, как работает индустрия флэша, и потому этот рынок «не взлетел». По крайней мере не заметно, что Айс планирует это направление развивать. Возможно существуют более успешные и прибыльные стоки. Может нам тут кто-то поведает о их существовании.
-----
Интересно было бы услышать мнения других людей. Особенно тех, кто не ограничился теорией и сделал попытки продавать флэш
