Расположение и освещение объекта съемки в портретной фотографии (часть 2)Автор: Norm Haughey; перевод Кирилла Никонорова специально для microstock.ru; Добавлено: 2008-04-23; Измененено: 2008-05-08;
Профильный портрет
 Правильно поставленное освещение профильного портрета может выглядеть впечатляюще. Очень часто использование узконаправленного освещения или подсветки заднего плана позволяет элегантно и в тоже время необыкновенно привлекательно выделить профиль.
Первый пример, приведенный здесь, кажется не очень удачным, поскольку на нем видна противоположная часть щеки и заметен разрыв линии профиля. Также обращает на себя внимание отвлекающая часть прически, выдающаяся ниже шеи с противоположной стороны лица и разрушающая линию профиля. (Фото 11).
Заполняющее освещение обычно лучше сделать менее интенсивным, чтобы привлечь взгляд зрителя к линии профиля. Для профиля крупным планом, как на этих примерах, заполняющий свет можно реализовать просто с помощью отражателя, размещенного на той же стороне, близко к основному источнику света. В этом случае отражатель отбрасывает свет на затененные участки лица и препятствует попаданию света от основного источника в объектив камеры.
На Фото 12 видно, что благодаря правильно выбранному углу поворота головы профиль не разрывается противоположной щекой или частью прически. А вот какую часть выступающей реснички оставить открытой - зависит от решения фотографа. Основная задача заключается в том, чтобы не дать щеке прервать контур носа.
При съемке профильного портрета взгляд модели должен быть направлен немного в сторону камеры, этим будет выглядеть более естественным. Когда взгляд направлен прямо вперед, оказывается, виден больше белок глаза и в недостаточной степени радужная оболочка.
На Фото 13 заметно, как тело объекта развернуто в сторону от камеры. Такой подход отлично подходит для съемки невест, поскольку позволяет уловить детали задней стороны свадебного платья.
Нужно заметить, однако, что такая поза может невыгодно выделить складки вокруг шеи, особенно для людей с избыточным весом. С этим, правда, можно бороться, поместив вокруг шеи часть прически или свадебной фаты.
Высота камеры относительно объекта съемки
Принимая во внимание законы перспективы при съемке крупноплановых портретов, как правило, лучше всего выдерживать плоскость пленки параллельно плоскости лица и размещать камеру на уровне глаз модели. Иногда отступление от этого правила позволяет исправлять разные недостатки и даже привнести в снимок творческий элемент.
Для портретов среднего плана или портретов в полный рост лучше всего располагать камеру на высоте между подбородком и грудью модели. Это позволяет избежать искажений при съемке объекта. При съемке портретов в полный рост камеру обычно располагают на уровне между грудью и талией.
Выбор объектива для портретной съемки
Для портретов в полный рост используются объективы с обычным (стандартным) фокусным расстоянием или среднефокусные. Стандартное фокусное расстояние объектива приблизительно равно диагонали кадра. Для полного пленочного кадра в 35мм стандартным фокусным расстоянием будет 50мм. В случае с распространенными цифровыми матрицами это будет 25мм. Таким образом, среднефокусный объектив должен иметь фокусное расстояние в 70мм-85мм для полного кадра и 35мм-42мм для цифровых матриц.
Портреты масштаба 3/4 обычно снимаются среднефокусными или длиннофокусными объективами. Для крупномасштабных бюстовых и лицевых портретов применяются длиннофокусные объективы с расстоянием 105мм-135мм для полного кадра и 52мм-67мм для цифровых камер.
Размещение объекта при съемке женского портрета
Для полномасштабных женских портретов очень важно то, как поза модели передает эмоции и характер зрителю. На Фото 14 заметно, что объект стоит прямо, ноги на одинаковой ширине, смотря по направлению на камеру. Это придает сцене статичность, даже какую-то конфронтационность.
На Фото 15 ситуация существенно изменилась в лучшую сторону. Объект сместил центр тяжести на правую ногу, тело повернуто от камеры и передняя нога наклонена в сторону фотографа.
Руки вместо того, чтобы свободно свисать вдоль тела теперь лежат на бедрах, образуя пространство между телом и подчеркивая стройность фигуры. Нужно учитывать, что если руки модели расположены вдоль тела, то они добавляют фигуре массивности. Это становится особенно заметным на двумерной фотографии, чем в трехмерной реальности.
Также стоит заметить, что на Фото 15 голова объекта слегка наклонена к левому плечу, котoрое выше правого. Это улучшает фигуру модели на снимке. Здесь изображена классическая поза для полномасштабного женского портрета. Для мужского портрета такая поза обычно не подходит. Если бы голова модели на этом примере была бы более перпендикулярна плечу, то это придало бы объекту больше мужественности и подошло бы и для женского, и для мужского портрета.
Женщины крупного телосложения лучше получаются на портретах в мужской позе, так как женственный наклон шеи в этом случае может ухудшить снимок.
Женский портрет с близкого расстояния
На Фото 16 изображен пример классического женского бюстового портрета. Объект на этом снимке сидит на небольшом стуле, а тело развернуто в сторону от основного источника света. Модель слегка отклонилась от камеры, приподняв правое плечо.
При формировании позы модели для женского портрета необходимо так разместить модель, чтобы она сидела как можно прямее, расслабила плечи и отклонилась немного назад в талии.
Перед тем как этот снимок был сделан, модель немного выдвинула подбородок по направлению к камере, повернула голову ближе в сторону основного света и наклонила верх головы чуть ближе к правому плечу.
Женский портрет с мужественным выражением лица
Для того, чтобы придать женскому портрету оттенок строгости и официальности, нужно подойти к размещению объекта немного с другой стороны. На Фото 17 видно, что объект смотрит прямо по направлению к основному источнику света. Заметно, что модель немного наклонена вперед, ее левое плечо расположено ближе к камере, а голова расположена более перпендикулярно плечам. Также видно, что камера слегка наклонена для улучшения композиции кадра.
Размещение объекта при съемке мужского портрета
Для мужского портрета характерна меньшая требовательность к положению модели, но если при общении с клиентом удастся убедить его поработать с различными позами, то можно добиться лучшего результата съемки.
На Фото 18 объект снят таким образом, что выглядит немного квадратно, ноги находятся на одинаковом расстоянии. Снимок кажется натянутым и скучным. После того, как поза модели была немного изменена, как это показано на Фото 19, объект стал выглядеть более расслабленно и естественно. Видно, как вес тела был перемещен на правую ногу, а само тело развернуто немного в сторону основного источника света. Голова расположена перпендикулярно плечам, что отражает классическую мужскую позу.
Чтобы такой портрет выглядел более официальным, не хватает делового костюма, и при этом манжеты рубашки должны чуть виднеться из рукавов пиджака.
Мужской портрет с близкого расстояния
Вернемся к классическому женскому портрету, изображенному на Фото 16. Посмотрим, что получится, если в случае крупнопланового мужского портрета сохраняется такая же поза. Плечо, которое выше, смотрит вперед, а голова немного к нему наклонена. Общее впечатление не очень хорошее. (Фото 20).
Фото 21 показывает, насколько классическая мужская поза может улучшить снимок. Заметно, как объект наклонен в сторону камеры и немного назад от основного источника света. Камера немного наклонена для улучшения композиции.
Еще один способ придания стройности модели
Пример на Фото 22 показывает, что квадратное изображение тела на портрете придает ему видимость большей массивности, чем на самом деле. Если развернуть плечи и скомпоновать снимок, обрезая ближнее к камере плечо, то, используя перспективные особенности объектива, можно сделать портрет более привлекательным.
Поворот плеча в сторону от камеры позволяет меньшей площади дальнего плеча попасть в кадр и дает возможность скомпоновать снимок, учитывая пропорции. (Фото 23).
Учет положения глаз модели на портрете
Основные особенности положения глаз при съемке портрета:
- Один глаз расположен немного ниже другого. Если наклон головы объекта идет в сторону того глаза, который ниже, то это увеличивает неравномерность расположения глаз. Голова должна быть наклонена в другую сторону, чтобы нивелировать эту особенность.
- Один глаз уже другого. Если поворот головы сделан таким образом, что более узкий глаз оказывается ближе к камере, то более широкий будет выглядеть уже, что уравновешивает пропорции. Другой способ сокрытия этой особенности заключается в наложении небольшой световой тени на более широкий глаз.
- Глубоко посаженые глаза. Как уже было сказано ранее, уменьшение угла освещения позволяет лучше высветить глазные впадины и решить эту проблему.
- Косоглазие на оба или один глаз. Для уменьшения этой особенности может потребоваться экспериментирование, индивидуальное в каждом случае. Во-первых, стоит попробовать изменить композицию таким образом, чтобы косящий глаз не попал в поле кадра. В некоторых случаях может помочь такой способ: нужно попросить модель закрыть глаза и сделать снимок сразу, как только она их откроет. (Этот подход также может применяться в модельной фотографии для достижения эффекта "интимного взгляда", когда объект смотрит прямо в объектив камеры).
- Съемка профильного портрета. Основное правило при съемке профилей заключается в просьбе к модели сосредоточить взгляд на кончике носа. Однако в этом случае может быть сильно заметен белок глаза и совсем мало радужной оболочки. В таких случаях более естественно получится, если объект будет смотреть немного в сторону камеры. Но следует помнить - совсем немного.
Совет: Сделайте круг из большого и указательного пальцев, затем поместите этот круг на воображаемую точку, туда, куда вы хотите направить взгляд модели и попросите ее посмотреть через этот круг и сохранять это направление когда уберете руку.
Портрет модели в очках: учет искажений и бликов
Нежелательные блики от очков могут поначалу сильно нервировать тех, кто начинает работать в студии. Фотографы-портретисты часто просто или вынимают стекла из оправы очков клиентов, или заказывают специальные оправы без линз. Это делается не всегда только из-за бликов. Геометрические искажения щек, которые дают линзы, могут быть очень заметны, особенно при использовании толстых линз. Очки без оправы не дают никаких бликов или искажений.
Однако времена и технические подходы в фотографии изменились. Следует учитывать, насколько изменившимся может выглядеть лицо на портрете без тех искажений, которые стали привычными знакомым модели людям. Для сохранения индивидуального облика объекта на портрете предпочтительнее сохранить такие искажения.
Наиболее простым способом избежать бликов от очков является небольшое изменение положения объекта в сторону от основного источника света. Следует помнить, что угол падения света равен углу отражения и можно будет легко избежать попадания отраженных от осветительных приборов бликов в объектив камеры. (Фото 24.)
Здесь следует учитывать, что сильное изменение положения объекта съемки для избегания бликов может повлиять на другие параметры кадра.
В ситуации, изображенной на Фото 25, был использован специальный темный экран между основным источником света и объектом съемки. Это позволило создать легкую тень вокруг уха, плеча и нижней челюсти, отсекло часть яркого света от плеча и уха, а также утончило профиль лица. (Фото 25).
Затемнительный экран или флаг - gobo (gobo, от сочетания go between) представляет из себя кусок материи, размещаемой между объектом съемки и источником света, падающего на объект освещения, для изменения интенсивности. В данном случае он был размещен на конце установленного на полу держателя LiteDisc Holder и повернут таким образом, чтобы отсечь часть света в местах, где он был слишком сильный. (Фото 26).
 На следующем снимке объект показан развернутым к основному источнику света, чтобы создался эффект узконаправленного освещения. Очки были сдвинуты немного вниз, а их дужки с обеих сторон лица приподняты немного вверх. Нужно заметить, что этот подход возможен в случае, когда на голове имеется достаточно волос, чтобы прикрыть дужки за ушами. (Фото 27).
Вдобавок к этому, основной и заполняющий свет были немного приподняты, чтобы избежать бликов от очков. Однако, необходимо помнить, что чем больше приподнимается основной свет, тем хуже это влияет на световой рисунок на лице модели.
Придание портрету выразительности
Возможно это спорный момент, но наиболее важный элемент портрета - это его выразительность. Если следить за правильным размещением объекта в кадре, то это поможет создать стиль, придающий модели ту выразительность, которая была задумана. Основная идея заключается в том, чтобы придать объекту наиболее выигрышное с точки зрения фотографа положение и при этом не потерять естественности позы, не сделать так, чтобы портрет выглядел натянутым, искусственным.
Установка камеры на штатив будет хорошим решением для многих портретов, особенно групповых. Это хорошо даже не для того, чтобы избежать вибрации камеры, сколько для того, чтобы дать возможность фотографу для небольших исправлений в кадре, потом возвращаться и перекомпоновывать кадр заново. Если фотограф сначала изменяет позу объекта, а потом возвращается к камере, чтобы перестроить композицию - он может потерять интересный момент и рискует получить в результате очень застывший, "позерский" снимок.
Все настройки камеры должны быть выполнены еще до начала съемки. Один из подходов подразумевает размещение объекта съемки в нужной позе заранее. Затем нужно вернуться к камере, дать модели последние рекомендации, что-то немного подправить в позе и затем быстро запечатлеть выражение объекта сразу после указания (например, такого: "Наклоните немного голову направо...").
При другом подходе можно потренировать с клиентом основные простые движения заранее, чтобы не обескуражить его непонятным указанием в момент съемки и не потерять интересный момент.
В моем случае, я обычно держу руки перед собой и как бы, обхватив ими голову модели, показываю, как ее нужно повернуть. (Фото 28.)
Чтобы помочь модели расслабиться, можно посоветовать ей сначала глубоко вдохнуть, а потом выдохнуть, и в этот момент поймать выражение объекта. Иногда можно попросить модель закрыть глаза и сконцентрироваться на расслаблении мышц лица. Затем попросите подумать о чем-нибудь приятном и открыть глаза. Снимайте!
То, как фотограф общается со своим клиентом, является частью его собственного стиля и что работает для одного, может не привести к успеху другого. Необходимо найти свой собственный стиль, который подходит именно вашей индивидуальности.
Улыбку на лице лучше всего снимать в ее начальной или завершающей фазе. Обычно когда просят улыбнуться или сказать "Чиззз!" получается натянутый и неестественный портрет. Если только работа не идет с профессиональной фотомоделью.
При поиске подходящего для себя стиля стоит найти возможность посмотреть, как работают другие фотографы, как они строят общение со своими клиентами. Автор: Norm Haughey; перевод Кирилла Никонорова специально для microstock.ru
Материалы по теме:
Новости по теме:
|