Все о фотобанках и микростоках, купить и продать фото, работа для фотографа и иллюстратора
Информация
Сервисы
Форум
Вход:Запомнить
Регистрация

Особенности работы фотобанков в странах СНГ

Автор: Сергей Лазарев, директор ООО "Первый Украинский Фотобанк"; Добавлено: 2009-02-16; Измененено: 2009-02-18;

В данной статье хотелось бы немного рассказать об основных проблемах, с которыми сталкиваются фотобанки, работающие в странах СНГ, их клиенты и фотографы, которые с ними сотрудничают.

C тех пор, как цифровая фотография начала завоёвывать расположение профессиональных фотографов и упростила жизнь начинающим, произошла масса изменений в рынке фотографии, о которых мы все прекрасно знаем. Однако изменения коснулись в неодинаковой степени разных стран.

Ни для кого не секрет, что законодательство в области авторского права на территории стран СНГ далеко от идеального. Более того, все прекрасно знают, что фотографии в СНГ сейчас куда больше банально воруют, чем покупают, и хочется верить, что это временное явление. Доказательством этому служит тот факт, что количество фотоагентств, являющихся посредниками между покупателем и продавцом, растёт, и культура использования авторских материалов изменятся.

Но не все знают, с чем сталкиваются фотоагентства, работающие в СНГ. Вот только некоторые проблемы:

Документооборот

Законодательсво стран СНГ (в частности России и Украины) требуют заключения договоров с авторами и покупателями. Нет ничего плохого в официальной передаче прав, за исключением одного момента. Каждый договор должен быть собственноручно подписан обеими сторонами и утверждён печатью. На практике это существенно усложняет ведение документации и тормозит динамику развития фотоагентств.

Вот как выглядит обычный цикл с одним автором:

  • регистрация автора
  • отправка договора и копии паспорта
  • получение почты фотобанком и отметка в базе
  • отправка обратно копии договора с печатью

Примерно так же выглядит процесс и с покупателем. Не очень сложно... но если учитывать объёмы...

Как результат, у фотоагентства начинают скапливаться папки с договорами, которые на определённом этапе хранения могут потребовать отдельных шкафов и даже помещений. Сам процесс переработки документов вовлекает дополнительные ресурсы: как денежные, так и человеческие, и расходная часть неизбежно растёт.

Договора необходимо заключать как с фотографами, так и с покупателями, и офис фотоагентства в некотором роде схож с почтовым отделением...

Пересылка и ожидание

Все документы пересылаются обычной почтой. Далеко не всегда автор или покупатель находится в том же городе, что и фотоагентство, и если личный визит в офис невозможен, то это сулит походом в ближайшее отделение почты. Всем также прекрасно известны сроки пересылки и факты утерь корреспонденции. Иногда почта идёт месяц. Всё это - потери времени.

Авторы, имеющие опыт работы с зарубежными фотобанками и агентствами, часто вообще не хотят подписывать какие-либо договора - действительно, в зарубежных фотобанках достаточно просто зарегистрироваться и выслать отсканированную копию паспорта. Конечно, работать с зарубежными фотобанками приятнее во многих отношениях, и не последнюю роль тут играет более ощутимый денежный поток.

Оплата

Использование электронных валют для большей части жителей стран СНГ пока что является проблемой, причём проблемой с обеих сторон. С одной стороны клиенты, которые, пока что не умеют использовать электронные деньги и не хотят учиться - это влечёт усложнение получения отчётности для оплаты налогов. С другой стороны тот же PayPal работает с СНГ "в пол силы" и нет возможности использовать единый тип взаиморасчётов как для авторов, так и для клиентов. Более того - законодательство и тут определяет, как можно выплачивать, например, гонорары авторам.

Покупатели используют "классические" методы оплаты, как например безналичный расчёт или договорное обслуживание. Банковские переводы тоже происходят не мгновенно (часто) и иногда покупатель вынужден ожидать несколько дней получения заветной ссылки или фотографии присланной на e-mail (лицензионный договор к этому моменту будет ещё "в пути").

Несовершенство системы налогообложения в области электронных платежей, усложняющее финансовую отчётность фотобанка, сказывается на скорости обслуживания клиентов. Некоторые фотоагентства прибегают к услугам посредников в приеме сразу нескольких видов электронных валют и увеличивают и без того большие расходы.

Авторы

Авторы, которые только начинают продавать свои изображения, часто стоят перед диллемой: с одной стороны они не хотят продавать изображения по цене 1-10$, получая при этом лишь часть заработанных денег, но с другой стороны, желание зарабатывать тем, что нравится, часто побеждает. Если рассудить здраво - кто выигрывает от того, что фотографии "пылятся" на винчестере фотографа? Покупатели не могут оценить изображение, фотограф не может монетизировать свой труд.

Ещё одна из проблем, с которой сталкиваются отечественные фотобанки - тематика изображений. В СНГ пока что не так много стоковых фотографов и нет достаточного опыта, определяющего стилистику стоковой фотографии.

Немного позитива

Несмотря на все трудности, фотоагентства СНГ продолжают работать и довольно успешно. И сам факт их существования говорит о их востребованности. Благодаря фотобанкам постепенно появляется уважение к работе фотографа в СНГ, что стимулирует в потребителях новое отношение к использованию объектов авторского права. У нас все еще впереди.

Автор: Сергей Лазарев, директор ООО "Первый Украинский Фотобанк"
Новости по теме: