Все о фотобанках и микростоках, купить и продать фото, работа для фотографа и иллюстратора
Информация
Сервисы
Форум
Вход:Запомнить
Регистрация

Новые стандарты авторского права на iStockphoto

Автор: Rogermexico & JJRD; перевод Кирилла Никонорова специально для microstock.ru; Добавлено: 2008-01-24; Измененено: 2008-01-24;

Мы знаем, что возникло много вопросов в ходе обсуждения изменений в стандартах авторского права на сайте iStockphoto. Директор по развитию контента JJRD рассказал нам подробнее о предстоящих изменениях, а также о том в каких именно областях и каким образом они будут введены.

Любое творческое действие, такое как фото и видео съемка или создание иллюстраций является заявлением о себе в обществе. Оно гораздо шире, чем просто технические особенности съемки как, например, нажать на кнопку затвора в нужный момент или правильно обработать снимок. Этим действием вы делитесь с миром своей точкой зрения. Предлагая обществу свою работу, человек также заявляет о своих правах на нее, как юридических, так и творческих.

Отдавая свое произведение в свободный доступ, автор должен подтвердить, что он является основным держателем авторского права на это произведение и оно свободно от всех иных авторских прав или торговых знаков. На iStockphoto мы всегда старались не допустить в наши коллекции работы с нарушением авторского права, работы которые могут составить правовой или моральный ущерб другой стороне.

Мы поступали так непрерывно с тех пор, как представили концепцию "микростока" и будем продолжать действовать так в дальнейшем. Некоторые из случаев нарушений можно легко разъяснить (например, работы с логотипами), но встречаются варианты, где объяснения нам даются нелегко.

В этих случаях процесс проверки очень сложный, но он представляет предмет нашей гордости. Готовых ответов у нас нет. Основываясь на опыте, чувстве здравого смысла, а также стремлении предоставить дизайнерам самые качественные работы (включая ознакомление авторов с нашими возможностями), мы в настоящее время проверяем более 200 тысяч файлов каждый месяц. Мы разбираемся отдельно с каждым конкретным снимком, и в подавляющем большинстве случаев, наши эксперты принимают правильное решение.

Работа с правовым законодательством - это своего рода искусство. Каждая отдельная фотография, иллюстрация, flash-файл или видео, каждое конкретное произведение должно рассматриваться как единое целое. Решение должно приниматься с учетом контекста, в котором сделано изображение, а также типа коллекции, в которой оно находится.

Рассмотрим что-нибудь, что просто оценить. К примеру, изображение здания с большим логотипом на нем. Если оно снято с большого удаления широкоугольным объективом, то вероятнее всего будет принято, так как логотип едва займет несколько пикселей на матрице фотокамеры. То же самое изображение, снятое с другой стороны улицы 200мм объективом, нацеленным прямо на логотип, конечно же, будет отвергнуто. Это, очевидно, крайние варианты. Здесь нужно найти середину. Где-то здесь необходимо остановиться и провести черту: если логотип становится различимым, то это может стать проблемой, тогда весь замысел становится потенциально рискованным (в случае свободно распространяемых изображений).

Теперь представьте себе снимок автомобиля на дороге, сделанный с вертолета. Детали внешнего вида автомобиля неразличимы и он выглядит на фотографии очень маленьким. Его роль на снимке в том, чтобы добавить композиции едва уловимый элемент движения на фоне пейзажа. Такой снимок вполне подходит. А теперь представьте себе шикарный автомобиль, снятый прямо на дороге как основной элемент композиции, помещенный в центр кадра и находящийся в фокусе в то время, когда остальные элементы композиции размыты. Это уже совсем другое дело. И снова, стоит рассмотреть все промежуточные варианты.

Такой подход можно применять почти во всех случаях. Вопрос в том - может ли это в итоге создать проблемы для художника, дизайнера или коллекции работ? Существуют четыре области, которые сразу же вызывают у нас беспокойство. Чтобы избежать их, мы разработали рекомендации, помогающие вам задаться этим вопросом еще только тогда, когда вы смотрите в видоискатель или беретесь за карандаш.

NASA

Архивы NASA содержат обширную коллекцию научных изображений и фотографий (включая спутниковые снимки), которые находятся в общем доступе и свободны для использования (если вы ссылаетесь при этом на NASA). Мы создали наш собственный свод ограничений при работе с этими изображениями, позволяющий использовать их для перепродажи третьей стороной (то есть вами). Это дает возможность поддерживать творческую атмосферу и защищать права наших авторов и клиентов.

Не принимаются работы, использующие неотредактированные изображения NASA или даже слегка модифицированные, но без четко выраженной идеи произведения. Работа будет принята, если изображение NASA используется в качестве основы новой, оригинальной композиции, а права NASA на него отражены в описании.

Не будет принято.
Этот общедоступный снимок никак не изменен.

Будет принято.
Это изображение берет снимок NASA за основу оригинальной композиции.

Автомобили

Проблемы могут вызвать определенные модели экзотических или роскошных автомобилей. Даже если, к примеру, со снимка будут удалены все логотипы с маркой Lamborghini, такую машину все равно можно будет с легкостью опознать. Автокомпании, производящие дорогие машины ревностно защищают оригинальный дизайн своих моделей и мы должны уважать их права.

В других случаях, когда машина легко узнаваема по индивидуальным признакам, например уникальной раскраске гоночного автомобиля, снимки могут быть приняты, однако необходимо будет предоставить разрешение от владельца.

В общих словах, когда мы принимаем изображение автомобиля, нужно обращать внимание на тип этого снимка. И опять, самым важным является контекст, в котором сделана работа. Если изображение автомобиля является всего лишь вспомогательным элементом в композиции, к примеру, на снимке изображена компания молодых людей, наслаждающихся обществом друг друга, а автомобиль четко не выражен, то такой снимок вполне может быть принят. Возможен также вариант, когда автомобиль является всего лишь элементом более крупной композиции (при условии, что снимок не попадает в категорию "шикарное и экзотическое"). Тем не менее, в течение последнего времени мы сталкиваемся с возросшим числом жалоб на отдельные, выглядящие как фотографии товара, снимки машин. Очевидно, что мы хотим дать возможность нашим поставщикам снимать автомобили, но определенные подходы подвергают нас, как сообщество авторов, так и компанию, определенному риску. И этот риск существенно возрастает с развитием нашего бизнеса.

Мы не можем больше принимать изображения автомобилей, на которых машина представлена как товар или занимает на снимке больше 20% значимого пространства.

Самое главное это то, в каком контексте сделан снимок и наши проверяющие будут оценивать фотографию отдельно в каждом конкретном случае.

Неприемлемо.
Снимок сделан как фотография продукта. Даже без логотипов эта машина слишком узнаваема.

Приемлемо.
На снимке изображен неизвестный автомобиль как часть замысла работы.

Круизные корабли

Круизные корабли неповторимы. Для их постройки требуются годы и сотни миллионов долларов. В своем большинстве они легко узнаваемы на фотографиях. У каждого из них свои особенности внешней конструкции, цвет окраски, уникальные детали палуб, труб, обводы корпуса и так далее. Владельцы таких кораблей усиленно защищают их репутацию. Если хотя бы часть корабля будет узнаваема на снимке, то может возникнуть риск преследования по закону. Ситуация с круизными лайнерами наиболее чувствительна к нарушениям, поэтому для обеспечения вашей защиты мы не принимаем такие фотографии. Исключением могут стать только такие снимки, в которых корабль играет в композиции минимальное значение. И снова все зависит от контекста, замысла снимка. Каждая фотография такого рода будет рассматриваться отдельно.

Неприемлемо.
Внешний вид этого корабля узнаваем, и мы не можем лицензировать такой снимок для перепродажи.

Приемлемо.
Корабль на этом снимке находится достаточно далеко и его невозможно опознать. Кроме этого он является только небольшой частью композиции.

Cоглашения с моделью

Стандартным правилом, определяющим требуется или нет подписание соглашения с моделью, для нас всегда был вопрос: "Смогли бы вы опознать себя на этом снимке, если бы на нем были изображены вы сами?" В прошлом это правило применялось практически буквально, означая узнаваемые лица и иногда другие индивидуальные приметы, такие как татуировки. Но по мере того, как наша компания росла, мы обнаружили, что быть или нет узнанным на снимке, зависит в той же мере от контекста фотографии, как и от особенностей лица.

Если у вас нет соглашения с моделью или моделями, то перед тем как загрузить файл с изображением людей, задайте себе два вопроса:

  • С точки зрения права: есть ли что-нибудь на этом снимке, что позволит кому-либо, изображенному на нем, узнать себя? И если это так, то является ли этот человек настолько значимой частью композиции, что это потенциально может создать проблемы?
  • С этической точки зрения: есть ли какие-нибудь сложности с контекстом, в котором изображен этот человек и если есть, то насколько это серьезно, чтобы не включать этот снимок в нашу коллекцию?

Существует масса подходов к тому, как вежливо и тактично снимать людей на улице, в толпе и т.д. Поэтому мы все же не думаем, что наши новые стандарты будут вас ограничивать. Скорее наоборот. В некоторых случаях авторам потребуется сделать новые творческие находки, чтобы изобразить окружение или суть предмета съемки. К примеру, уменьшить глубину резкости и сделать композицию на снимке более сильной и выразительной. Все это, в конечном счете, поможет сделать стоковую фотографию еще более многообещающей, творческой и полезной.

Неприемлемо.
Несмотря на то, что лицо здесь не видно, есть основания полагать, что этот человек сможет опознать себя на снимке.

Приемлемо.
Эта толпа выглядит безликой.

Мы понимаем, что в некоторых из рассмотренных случаев, особенно в ситуации со снимками отдельных автомобилей, вводятся существенные изменения, затрагивающие как нашу коллекцию изображений, так и авторов. Важно, чтобы каждый понимал, что эти решения дались нам непросто и потребовали много работы. Наша основная задача в процессе нашего роста, заключается в том, чтобы iStockphoto смог предоставить безопасную в правовом отношении среду для всех наших авторов и клиентов. Мы не создаем тайны из нашей работы. Все, что мы делаем и как мы это делаем, привлекает внимание и поэтому нам необходимо быть ответственными за все наши решения. Мы будем рады работать с вами и дальше, а также с удовольствием ответим на все ваши вопросы, которые, мы уверены, у вас уже есть.

Автор: Rogermexico & JJRD; перевод Кирилла Никонорова специально для microstock.ru
Материалы по теме:
Новости по теме: