Все о фотобанках и микростоках, купить и продать фото, работа для фотографа и иллюстратора
Информация
Сервисы
Форум
Вход:Запомнить
Регистрация

Насадки для студийных осветительных приборов

Добавлено: 2007-04-30; Измененено: 2007-04-30;

В художественной и прикладной фотографии принято выделять три основных типа освещения объекта съемки или, как говорят фотографы, света: рисующий свет, заполняющий и контровой. В интерьере или в студии нельзя обойтись также и без специального освещения фона. При съемке на натуре в качестве рисующего света можно пользоваться как прямым солнечным светом, так и рассеянным светом облачного или пасмурного неба, или отраженным от какой-либо светлой поверхности освещением. Источником заполняющего света на улице также чаще всего служит свет, отраженный от неба и предметов, находящихся рядом со снимаемым объектом. Контровый свет на натуре – это, как правило, солнце, находящееся невысоко над горизонтом за снимаемым объектом и выгодно подчеркивающее его силуэт.

Таким образом, при естественном освещении фотографу в основном приходится использовать два естественных источника света: солнце и небо с разной степенью облачности. Можно заметить, что эти источники имеют различный характер. Солнце – это точечный источник высокой интенсивности, дающий мощный направленный пучок параллельных лучей, которые приводят к образованию резких тональных переходов между освещенными и неосвещенными участками объектов. При ясном небе, когда уровень рассеянного и отраженного света невелик (если не используются специальные отражатели), тени на снимках получаются слишком темными. Небо, затянутое облаками – это идеальный источник мягкого заполняющего света, почти не дающий теней. Но при отсутствии источника рисующего света (солнца), снимки, сделанные в пасмурную погоду, получаются слишком «плоскими» и маловыразительными.

Оптимальное освещение при натурных съемках возникает в утренние или вечернее время, когда от одной трети до половины видимой площади небосвода занимают облака. При этом рисующий свет солнца поддерживается отраженным светом от облаков, и общий баланс света обеспечивает хорошую проработку деталей и в светах, и в тенях. Правильное использование натурного освещения и грамотное применение некоторых вспомогательных средств (заполняющих вспышек, отражателей, затенителей) позволяет получать великолепные результаты во всех фотографических жанрах. Однако на практике идеальное естественное освещение бывает далеко не всегда в том месте и в то время, где и когда это нужно фотографу. Кроме того, часто задача, которая стоит перед фотографом, требует не только создания освещения по характеру близкого к естественному, но и особых световых эффектов, воспроизвести которые можно только с помощью приборов искусственного освещения. Поэтому чаще всего портретную и предметную съемку профессиональные фотографы предпочитают производить в студиях.

Для чего нужны студийные насадки

В настоящее время для фотосъемок в студиях и интерьерах наиболее часто используются студийные импульсные осветители. Ввиду малой поверхности излучения импульсных ламп эти приборы в «чистом виде» можно считать точечными источниками света, поэтому для получения хорошо сбалансированного освещения и создания специальных световых эффектов их явно недостаточно. Кроме точечных источников «жесткого» света, в состав студийного комплекта должны входить также источники рассеянного света с различной формой и величиной площади излучаемой поверхности. Для того чтобы можно было имитировать естественное освещение и создавать всевозможные световые эффекты, фотограф должен иметь приборы, различающиеся такими характеристиками света как сила светового потока, угол распространения, цвет.

Всего можно насчитать более десяти типов осветительных приборов, которые могут понадобиться при построении сложных схем освещения объектов съемки и фонов. В те времена, когда самым распространенным источником света были лампы накаливания, фотостудии оснащались специализированными осветительными приборами. Были приборы с металлическими отражателями, служившие для создания жесткого рисующего света. Специальные рассеивающие сетки позволяли получать на таких приборах более мягкий свет. Для заполняющего света служили «световые стенки», собранные из большого количества ламп и имевшие рассеивающий экран. Для подсветки фонов использовались потолочные или напольные многоламповые светильники, также состоявшие из нескольких ламп накаливания. В качестве источников контрового света часто использовались небольшие прожекторы с линзой Френеля.

Конструкторы современного студийного освещения, разрабатывая приборы на импульсных лампах, решили пойти по другому пути. Вместо осветителей, специализирующихся на выполнении какой-то одной задачи (направленный свет, рассеянный свет и пр.) они создают унифицированные импульсные приборы, имеющие адаптеры для установки дополнительных приспособлений (насадок), которые позволяют за несколько секунд превратить каждый прибор в тот тип осветителя, который в данный момент необходим фотографу. Таким образом, при наличии в студии или в интерьере всего трех-четырех импульсных приборов (головок) и нескольких насадок, опытный фотограф может без труда создавать самые разные эффекты освещения.

Зонты

Складные зонты являются самыми доступными и удобными, особенно, при съемке на выезде, насадками на осветительные приборы. Наиболее удобны для работы и транспортировки зонты, имеющие диаметр от 80 до 120 см. Но выпускаются и модели диаметром до двух метров. Зонты используют не только в фотографии, но и при видеосъемке с галогенными осветителями. Они позволяют получить «полумягкий» и рассеянный свет. Зонты бывают просветными, то есть, рассеивающими свет, проходящий через белую ткань, из которой они сшиты, а также отражающими. У отражающих зонтов, нерабочая, внешняя поверхность выполняется из черной ткани, а рабочая может быть либо белой с высоким коэффициентом диффузного отражения, либо металлизированной. Металлизированная ткань бывает серебристой или золотистой.

Просветные зонты

Просветные зонты заметно рассеивают световой поток, создаваемый импульсной лампой, и ослабляют его минимум в два раза. Прошедший через зонт свет может, в зависимости от поставленных задач, служить как рисующим, так и заполняющим.

Отражательные зонты

Отражательные зонты также дают мягкий свет. Зонт с матово-белой отражающей поверхностью позволяет получить самый мягкий свет, однако его КПД, ввиду больших потерь света из-за диффузного отражения и нагрева, минимален. Серебристые зонты немного увеличивают цветовую температуру импульсных ламп, что нужно помнить, особенно при съемке на слайдовую пленку. Золотистые зонты, напротив, заметно уменьшают цветовую температуру источника света, что позволяет их использовать для получения «теплых» теней при портретной и предметной съемке. Меняя расстояние от центра отражательного зонта до источника света, можно получать более либо сходящийся, либо состоящий из почти параллельных лучей пучок света. Параболические зонты, которые позволяют управлять световым потоком с большей эффективностью, чем сферические, к сожалению, не получили широкого распространения по причине своей высокой цены.

Увеличение КПД зонтов

Отличительной особенностью всех типов зонтов является их невысокий КПД: большая часть света просто рассеивается в окружающем пространстве. Но иногда этот недостаток можно обратить на пользу. Например, если фотограф в качестве источника рисующего света использует прибор с зонтом, то паразитный свет, отраженный от стен и потолка студии может дать заполняющий свет такой интенсивности, что отпадет необходимость в еще одном приборе. Однако чаще паразитный свет мешает фотографу. Чтобы его ограничить, а также увеличить полезную отдачу зонта фирма Falcon выпустила просветный зонт с отражателем. За счет установки плоского отражателя с металлизированной поверхностью свет, который уходил «на сторону» теперь отражается в сторону объекта съемки, тем самым повышая КПД зонта и заметно уменьшая количество паразитного света.

Крепления зонтов

Как правило, крепления зонтов универсальны. Их длинные ручки вставляются в соответствующие сквозные отверстия в корпусах студийных вспышек – любой зонт можно использовать с любым осветительным прибором. Правда, очень немногочисленные недорогие приборы имеют несквозные отверстия для установки зонтов, поэтому для них подходят только зонты с короткими ручками.

Рефлекторы

Рефлектор – это самая важная насадка студийных вспышек. Рефлекторы могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими насадками (зонтами, фильтрами). Основные задачи рефлекторов – ограничение светового потока по углу распространения и концентрация его в определенном направлении. Есть также рефлекторы, рассеивающие световой поток и дающие мягкое освещение.

Зонтичные рефлекторы

Несмотря на кажущуюся простоту рефлекторов, форма, а также фактура и материал покрытия отражателя являются результатом серьезных конструкторских расчетов. Наиболее распространены зонтичные рефлекторы, поскольку вместе с зонтами они образуют очень мобильные и недорогие комплекты. Задача такого рефлектора – направить как можно больше отраженного света на рабочую поверхность зонта. Короткие зонтичные рефлекторы, как правило, рассчитаны на работу с просветными и отражающими зонтами всех размеров, кроме самых маленьких. Заняв свое «рабочее место», они не мешают установке зонтов. Большие зонтичные рефлекторы, которые могут работать даже с зонтами диаметром от 60 см, могут иметь специальные отверстия, через которые продевается ручка зонта, чтобы попасть в свое гнездо на корпусе прибора.

Стандартные рефлекторы

Стандартные рефлекторы могут работать самостоятельно, давая жесткий направленный свет и резкие тени, а также в сочетании с фильтродержателями для фолиевых или сотовых фильтров. На стандартные рефлекторы нередко устанавливаются шторки.

Фоновые рефлекторы

Для освещения студийных фонов или другого заднего плана существуют специальные фоновые рефлекторы, задача которых – не только обеспечить равномерное распределение освещения, но и исключить попадание света в объектив камеры. Приборы с такими насадками чаще устанавливаются на полу или на подвесных системах, но могут работать и со штативов или штанг.

Другие типы рефлекторов

Для ограничения светового потока определенным углом существуют различные параболические рефлекторы. В их маркировке или технических характеристиках обычно указывается длина рабочей части и максимальный угол, распространения света (например, Рефлектор Elinchrom 16 см, 90 градусов). Рассеивающие рефлекторы обычно по форм и размерам напоминают спутниковые «тарелки». Их рабочая поверхность выполняется с матовым белым или металлическим покрытием. Софт-рефлекторы снабжаются одним или несколькими дефлекторами – небольшими отражателями, которые устанавливаются напротив источника света (импульсной и пилотной ламп). Дефлекторы с одной стороны препятствуют прямому попаданию света на объект, с другой – усиливают световой поток от основного рефлектора в сторону объекта.

Есть также софт-рефлекторы, имитирующие солнечное освещение. У подобных устройств вместо дефлектора напротив лампы устанавливается сотовый фильтр. Световой поток от такого рефлектора состоит из пучка практически параллельных лучей, прошедших через соты, и мягкой рассеянной подсветки от остальной поверхности рефлектора.

Софт-боксы

В буквальном переводе с английского soft-box означает «мягкий ящик» или «мягкая коробка». Это название можно толковать двояко. С одной стороны, любой софт-бокс представляют собой не жесткую, а легкую сборную конструкцию из тонкого, складывающегося наподобие зонта, стального каркаса, обтягивающегося плотной тканью. С другой стороны, все софт-боксы являются средствами для получения мягкого света (soft light), что также могло сыграть свою роль в возникновении их названия. Каркас софт-бокса состоит из основы, металлического кольца, к которому с одной стороны крепятся стальные спицы, а с другой - адаптер для установки на осветительном приборе. Каркас обтягивается чехлом, состоящим из двух слоев ткани. Внешний черный слой является защитным, а внутренний представляет собой металлизированную ткань, которая, принимая форму, заданную ей каркасом, становится рефлектором, отражающим весь падающий свет на экран-диффузор. Экраном софт-бокса обычно является кусок специальной ткани, хорошо рассеивающей проходящий через нее свет, и почти не влияющей на его спектральный состав.

Основные типы софт-боксов

Наибольшее распространение получили четырехугольные софт-боксы: квадратные, прямоугольные, «стрипы». «Стрипами» или стрип-боксами называются узкие прямоугольные боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину и составляет 1-2 метра. Такие софт-боксы используются для равномерного мягкого освещения относительно крупных объектов (людей во весь рост, элементов интерьера, автомобилей и т. п.) с близкого расстояния.

В особый вид софт-боксов выделяются окто-боксы («окто» - «восемь» по-латыни). Эти восьмиугольные боксы диаметром до двух метров могут, к примеру, использоваться в качестве рисующего света при съемке групповых портретов. Более «мелкие» октобоксы часто применяются в портретной или предметной съемке, когда фотографу хочется получить почти круглую форму бликов в глазах модели или на глянцевых поверхностях предметов.

Насадки на диффузоры софт-боксов

Прибор с софт-боксом, независимо от формы последнего, может служить источником как мягкого рисующего, так и заполняющего света. В отличие от зонтов, весь свет, поступающий из софт-бокса, излучается с его экрана, и не рассеивается в окружающее пространство.

Для ограничения боковых лучей и получения светового потока, в большей или меньшей степени состоящего из параллельных лучей, применяются специальные сотовые насадки на диффузоры софт-боксов. Насадки для студийной работы обычно делаются из алюминия. А для выездной съемки больше подходят «эластичные» соты. Кроме сотовых, существуют также насадки типа «жалюзи», состоящие из тонких параллельных полос. Регулируя положение этих полос относительно поверхности экрана софт-бокса можно

ограничивать рабочую площадь экрана или менять направление света.

Для ограничения площади экрана или изменения его формы могут применяются специальные накладки, которые крепятся к краю софт-бокса «липучками». Таким образом, можно превратить прямоугольный бокс в «стрип», получить круглые или овальные экраны.

Другие типы насадок для студийных осветительных приборов

Тубусы

Тубусы (от лат. tubus – труба) – насадка, обычно, конической формы, ограничивающая световой поток до узкого пучка света. Позволяет получать световые акценты, когда в композиции нужно выделить светом какую-нибудь небольшую деталь объекта или фона. Другое название этой насадки – спот (от англ. spot – пятно). Тубусы могут быть выполнены в виде отдельной самостоятельной насадки, или надеваться на стандартный рефлектор прибора. Многие тубусы снабжаются сотами, что позволяет получать на выходе почти параллельные лучи.

Универсальные держатели

Универсальный держатель – приспособление, надевающееся на рефлектор (обычно на стандартный), и служащее для установки некоторых других насадок: фильтров, сот, шторок.

Шторки

Шторки – насадки с двумя парами подвижных кулис, с помощью которых можно оперативно ограничивать угол распространения света от рефлектора. Шторки устанавливаются на универсальный держатель, куда вместе с ними могут также устанавливаться фильтры и соты. Чаще всего шторки требуются при освещении фона и для управления контровым светом.

Держатель фолиевых фильтров служит для фиксации цветных, диффузионных или нейтральных фильтров в рамке универсального держателя на рефлекторе. Держатель представляет собой две тонкие металлические пластины с отверстиями большого диаметра. Фолиевый фильтр зажимается между пластинами и вставляется в универсальный держатель.

Соты

Соты - насадка, имеющая, как видно из ее названия, мелкоячеистую структуру, и служащая для получения пучка параллельных (или очень близких к параллельным) лучей.

Чем меньше диаметр каждой ячейки, «соты», и больше ее глубина (толщина насадки), тем меньше будет угол расхождения светового пучка на выходе. Мелкие соты, имеющие достаточную толщину, позволяют получать световые пятна практически того же размера, который имеет источник (в данном случае – сотовая насадка).

Соты применяются для контрового света (они не дают отражения в сторону объектива и позволяют обходиться без шторок и затенителей) и для имитации солнечного света, поскольку, как и солнце, дают пучок параллельных лучей.

Кроме небольших сотовых насадок, устанавливающихся на универсальном держателе стандартного рефлектора, существуют соты большой площади, предназначенные для софт-боксов. Они могут быть жесткими алюминиевыми или эластичными, сделанными из ткани, натянутой на упругое кольцо из стальной ленты (типа гибких складных отражателей).

Цветные фильтры

Цветные фильтры используются для изменения спектрального состава света. В отличие от светофильтров, которые надеваются на объективы камер и оказывают действие на все изображение или большую его часть (зональные Ф.), фильтры, устанавливающиеся на отдельные осветительные приборы, позволяют получать множество вариантов цветовой партитуры и в умелых руках являются важным средством художественной выразительности.

Со студийными вспышками в настоящее время применяются цветные фильтры нескольких типов. Фолиевые (пленочные) фильтры представляют собой окрашенную полимерную пленку, которая продается в рулонах или уже в нарезанном под размер фильтродержателя виде. При наиболее распространенном способе установки, квадратный фильтродержатель с фильтром вставляется в специальный паз универсального держателя на стандартном рефлекторе. Но могут быть и другие варианты. В частности, фолиевый фильтр может быть закреплен в круглой металлической оправе, которая затем вставляется в держатель для сот или в тубус. При работе с фолиевыми фильтрами следует помнить, что они очень чувствительны к высоким температурам, поэтому пользоваться пилотным светом нужно очень осторожно, включая его только на время установки света.

Цветные фильтры для студийных вспышек могут также выполняться в виде колпачков из твердого прозрачного полимера и надеваться непосредственно на рефлекторы.

Для популярных среди любителей вспышек REKAM Minilight 60 Дж выпускается недорогой набор полусферических цветных фильтров пяти цветов, которые накручиваются на вспышку как колпачки.

Совместимость осветительных приборов и насадок

Поскольку разработкой и производством студийных импульсных приборов занимаются многие компании, вполне естественно, что все подобные приборы имеют свои оригинальные байонеты – штыковые крепления насадок к корпусу моноблока. Крепления разных фирм отличаются диаметром и конструкцией. К самым распространенным в России относятся байонеты:

  1. Broncolor
  2. Bowens
  3. Elinchrom
  4. Falcon серия DE/FE
  5. Hensel
  6. Multiblitz
  7. Rekam-Classic

Кроме них, на российском рынке представлены и другие, менее распространенные системы, к которым относятся байонеты Balcar, YinYan-K и Photogenic.

Некоторые «новые» производители во имя удобства покупателей принимают байонеты, совместимые с продукцией какого-либо известного бренда. Так, например, известная в мире система Bowens применяется в профессиональной линейке Rekam (FireBall, Evolution, Promo, Master и Neo) и в серии приборов Walimex от Prograf.

Другие компании, например Falcon, выпускают всевозможные адаптеры, с помощью которых можно «состыковать» любой моноблок с софт-боксами Falcon. У компании также имеются универсальные крепления для любого байонета, который сажается на внешнее кольцо прибора. Таким образом, с моноблоками Falcon можно использовать насадки разных производителей.

Обычно при разработке новых серий приборов и насадок производители стараются обеспечивать совместимость байонетов. Такая преемственность позволяет объединять в одном комплекте изделия разных «поколений». Так, например, все насадки от старой серии Rekam-Classic подходят к моноблокам новой серии Partner.

Материалы по теме: