Все о фотобанках и микростоках, купить и продать фото, работа для фотографа и иллюстратора
Информация
Сервисы
Форум
Вход:Запомнить
Регистрация

Дизайн логотипа - от идеи до воплощения

Автор: Paul Jeffery, перевод Devor специально для microstock.ru; Добавлено: 2011-04-28; Измененено: 2011-04-28;

Процесс создания логотипа имеет два основополагающих принципа - идея и исполнение. У нас может возникнуть множество концепций, каждая из которых, в свою очередь, может иметь несколько путей воплощения в жизнь. Как выбрать правильное дизайнерское решение, руководствуясь огромным многообразием возможностей? Если обратиться к цитате из книги Марти Ньюмейера "Разрыв бренда", то первый шаг - это получение правильной идеи, второй - получение права на идею. Эта статья поможет сосредоточиться на том, что мы можем и должны сделать для достижения блестящего результата. Мы обсудим процессы анализа идеи, работы с набросками и эскизами, наряду с исследованием приемов, применяемых для создания успешного и безупречного дизайна. Методики, приведенные ниже, не являются твердыми и неукоснительными правилами, это скорее советы по развитию и совершенствованию дизайнерских навыков. Как творческие личности мы склонны использовать то, что нам импонирует, поэтому, выбирайте наиболее подходящее, остальное отбрасывайте. Но всё же надеюсь, что проиллюстрированные ниже принципы, окажутся полезными, независимо от ваших творческих предпочтений.

Два высказывания известных художников, приведенные ниже, наиболее точно отображают ключевые принципы, соблюдение которых приводит к созданию успешного и творчески удачного дизайн-проекта.

"Я люблю держать глаза открытыми и впитывать цвета, запахи, ощущения каждого дня жизни. Случайное впечатление может "осенить" тебя даже тогда, когда ты и вовсе не рассчитываешь найти вдохновение." Радим Малинич

Эта цитата является выражением начальной стадии творческого процесса, этапа зарождения замысла. Все мы, так или иначе, "находим себя" в процессе творчества. И стоит лишь погрузиться в него целиком - приходит вдохновение, и кажется, что идеи рождаются одна за другой без напряжения и особых усилий. Тем не менее, творческий процесс не предполагает отрыва от жизненных реалий. Как правило, источником вдохновения являются вещи вокруг нас. Читайте книги, делайте снимки, собирайте вырезки из журналов, смотрите фильмы и не обходите вниманием даже самые незначительные предметы вашего окружения. Чем больше вы увидите и прочувствуете, тем больше расширится ваш информационный арсенал, необходимый для генерирования и реализации дизайнерских идей.

"Художник знает, что достиг совершенства не тогда, когда уже нечего добавить, а тогда, когда уже нечего убрать." Антуан де Сент-Экзюпери

Это высказывание касается завершения творческого процесса. Хороший дизайн функционален во-первых и эстетически привлекателен во-вторых. Готовый дизайнерский продукт должен успешно соответствовать своему функциональному назначению. В случае с логотипом, это гарантия полного соответствия с заданной темой. Графический дизайн - это визуальное решение проблемы и лучший ответ найден тогда, когда достигнут совершенный баланс элементов. Порой самый простой логотип кажется идеальным, потому что отличается легкостью визуального восприятия и не требует усилий для осмысления и понимания идеи. Но за его простотой скрываются долгие часы напряженного труда. В процессе проектирования мы рассматриваем концепцию с различных точек зрения, а затем избавляемся от лишних деталей. В конечном итоге должен остаться проект, не нуждающийся в добавлении ни единой детали, в то время как удаление какого-либо элемента испортит впечатление.

КОНЦЕПЦИЯ: Часть 1 Получение правильной идеи

Пусть идея живет! Порой вдохновение приходит из самых неожиданных источников и тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем. Когда вас посещает вдохновение (обычно, когда вы почти уснули в своей постели), поднимитесь и зафиксируйте мысль. Вдохновение - это изменчивое чудовище с девизом "используй, или потеряешь". Если вы не в силах ухватить хорошую идею за хвост, она ускользнет обратно во вселенную, чтобы стать чужой собственностью. Не позвольте этому случиться! Когда вдохновение рядом убедитесь, что вы готовы ответить. Держите блокнот для записей рядом с кроватью, в автомобиле, сумке. В процессе обдумывания идеи делайте на бумаге быстрые черновые зарисовки с краткими, комментариями и пояснениями. Не позволяйте застигнуть себя врасплох, чтобы потом восклицать: " Черт, а ведь это была хорошая идея!".

Словесные ассоциации и смысловые схемы

Теперь, после выпитого кофе, ваша голова снова полноценно функционирует, и вы можете возобновить мозговой штурм, имевший место прошлой ночью. Отличный способ для продолжения работы над основной идеей - создание словесных ассоциаций. Запишите приходящие на ум слова, которые помогут описать заданную тему. Не зацикливайтесь на этом пункте, просто запишите как можно больше подходящих слов, пришедших на ум. Например, ваша цель - создание спортивной эмблемы. Возможные слова: спортивный, быстрый, победитель, лента, медаль, трофей, финишная черта, полоса, звезда, тренинг, здоровье, или что-нибудь другое, что может прийти на ум. Если захотите, соедините некоторые слова вместе, используя короткие линии для словосочетаний, подходящих друг другу по смыслу. Одно слово может следовать за другим и так далее. Продолжайте до тех пор, пока запас подходящих слов не истощится. Простой перенос слов на бумагу создает в уме поток визуальных образов, с помощью которых замысел приобретает форму и может продвинуть вас в направлениях, о которых вы раньше не задумывались.

Увеличить

Например, нам необходимо создать логотип относящийся к модной индустрии. Главную тему мы записываем в центре листа, а ассоциации представляем в виде схемы. Основные темы исходят из главной и в свою очередь, далее и далее, разделяются на многочисленные второстепенные детали. Если придуманные вами слова поначалу кажутся случайными, запишите их на листе отдельно, составьте из них смысловую схему и позвольте им стать более значимыми. Проделав эту работу, мы сможем составить набор идей, объединить их и создать общую уникальную концепцию. Стремитесь к тому, что вас вдохновляет, и позвольте воображению парить.

Эскизирование

Теперь, когда вы достаточно намаялись с "игрой в ассоциации", пришло время выбросить их из головы. Невозможно переоценить достоинства и преимущества набросков "от руки". Не смотря на то, что за последние годы появилась масса отличного дизайнерского программного обеспечения, ничто не сравнится со старой доброй ручкой и бумагой. Есть нечто органичное в прикосновении пера к бумаге. Первоочередное использование компьютера может помешать процессу творчества, сделать замысел банальным и невыразительным.

Используя словесные ассоциации и смысловые схемы, сделанные вами ранее для вдохновения, приступайте к эскизированию. Используйте различные комбинации форм и объемов, крутите их, перемещайте, переворачивайте, сочетайте противоположные понятия, сходите с ума и получайте удовольствие! И не беспокойтесь о том, насколько хорошим получился ваш рисунок. На данном этапе количество должно преобладать над качеством, это дает возможность выбора и увеличит шанс "получения правильной идеи". На первый взгляд это напоминает "кашу-малашу", но бьюсь об заклад, где-то там скрыто сокровище.

Увеличить

Эти наброски демонстрируют, как можно быстро экспериментировать с различными формами карманов, расцветками тканей и прочими деталями, чтобы найти правильную комбинацию. Могут появиться новые идеи относительно текста или цветового решения. Записывайте их для того, чтобы можно было продолжать экспериментировать, до тех пор, пока не определите нужное направление. Вставка в правом верхнем углу показывает результат процесса проектирования логотипа.

Оценка

Когда у вас есть несколько хороших эскизов, пора выбрать один или два для дальнейшей работы. Попытайтесь оценить каждый вариант, задав себе несколько вопросов: хорошо ли он читается, имеет ли он смысл и насколько четко этот смысл выражен, отвечает ли поставленной задаче, соответствует ли требованиям, является ли целесообразным и запоминающимся? Ключевым моментом здесь является выбор уникальной идеи, имеющей особую направленность. Присутствие слишком большого количества элементов в одной дизайн-концепции может сбить зрителя с толку. Вместо того чтобы написать целую книгу в виде логотипа, выделите одну, но существенную деталь, способную выразить всю суть.

В процессе оценки эскизов выделяйте наиболее оригинальные и интересные концепции. Вполне вероятно, что среди них окажутся идеи, которые пришли на ум в первую очередь. Это нормально, наша цель - найти лучшее из лучшего. Воздержитесь от выбора заведомо слабых, недоработанных и невыразительных композиций. Помните, что неуникальные логотипы, состоящие из обычных, простых и банальных элементов почти невозможно зарегистрировать в качестве товарного знака. Композиции с использованием простых листьев, плоских домиков, стрелок, звезд и сердечек обречены на смерть, и не способны помочь клиенту выделить себя на рынке. Присматривайтесь к идеям, хотя бы немного отступающим от нормы, броским, ярким, креативным. Не забудьте удостовериться, что концепция целесообразна и разумна. Если ваши разработки авангардны и балансируют на грани, вы рискуете ограничиться крайне малочисленной аудиторией.

Уход от клише

Самое время заметить, что концепция логотипа не должна быть буквальной. Если вы разработали "зубастый" логотип для стоматолога, я гарантирую, что вы не первый, кто это сделал. Фотоаппараты для фотографов, сердца и пузыри для сайтов знакомств, дома для риэлторов, люди-иконки, образующие круг, символизирующий работу в команде - эти клише настолько избиты и тривиальны, что не могут помочь отличить одну компанию от другой. Оценивая свои проекты, выбирайте композиции, которые имеют иную направленность.

Потратьте время на правильную идею - ту, которая наилучшим образом отвечает на поставленные выше вопросы. Экспертиза завершена. Теперь за компьютер!

ВОПЛОЩЕНИЕ: Часть 2. Получение правильного результата

Когда у нас есть ряд отличных идей, разработанных при помощи приведенных выше методик, приходит время перейти на новый уровень. Вот тут-то и находит коса на камень. Какой бы замечательной не была ваша концепция, она окажется хорошей ровно на столько на сколько хороши ваши дизайнерские и иллюстраторские навыки. Если визуализация и исполнение не будут понятны зрителю, это отбросит вас обратно к началу, в то время как кто-то другой пересечет финишную черту.

Этого может не случиться, если вы ознакомитесь с рядом технических приемов, позволяющих извлечь максимум из вашей концепции.

Профессиональные навыки

Само собой разумеется, что так же, как плотник владеет пилой, вы должны владеть компьютером. Разработчики программного обеспечения предлагают широкий спектр векторных редакторов, но на чем бы вы не остановились - убедитесь, что умеете в совершенстве обращаться с инструментами "pen" (перо) и pathfinder(обработка контуров). Только в этом случае вы сможете работать с формами любой сложности.

Векторизация

Удобнее всего начать работу в цветовом режиме Black and White (черно-белый). Это позволит сосредоточить внимание на основных формах, не отвлекаясь на цвет или иные стилистические решения. Их всегда можно добавить позже. Ни один градиент не спасет плохой дизайн, но может отнять время, которое можно было использовать на усовершенствование вашего творения.

На данном этапе пора рассмотреть пространственные соотношения, массу и баланс. Убедитесь, что все имеет правильные пропорции, четко идентифицируется и правильно передает идею. Если необходимо добавить текст, тщательно проанализируйте его и решите, где он будет лучше работать. Это особенно важно, если вы решили объединить текст и графику. Текст должен легко читаться, находиться в правильной пропорции с графической составляющей, быть разборчивым и читаемым при распечатке в малых размерах. Места, отведенного под текст должно быть достаточно для любого другого шрифта. Выбор подходящего шрифта может добавить оригинальности и расширить возможности для раскрытия темы.

Увеличить

Совершенно очевидно, что логотип в виде вертушки, начатый как полноцветный, постепенно теряет выразительность, по мере перевода изображения в цветовой режим Grayscale и далее в черно-белый. Дизайн логотипа китайского ресторана начат как черно-белый. Обратите внимание, как происходит переход в Grayscale, где используются только локальные заливки, и далее к полному цвету с использованием контрастных цветов и градиентов. При этом сохраняется как выразительность, так и целостность изображения. Если бы полноцветная "вертушка" начала жизнь в черно-белом варианте, дизайнер уделил бы больше внимания разработке основной структуры, не полагаясь только на цвет. Это привело бы к созданию визуально более привлекательного и интересного варианта.

Работа над исходной формой, возможно, самая трудная частью проектирования, и когда она завершена, мы можем экспериментировать с цветом и приемами для улучшения выразительности. Современное программное обеспечение позволяет быстро получить множество различных вариантов одной идеи. Совет: если у вас есть идея и вы собираетесь работать над ее вариантами, создайте копию оригинального изображения и вносите изменения в неё. В случае если вариант окажется неудачным, вы можете легко удалить его и вернуться к первоначальной идее. Или, что намного лучше, может случиться так, что последовательная разработка большого количества вариантов с различными изменениями и дополнениями приведет к созданию абсолютно новой комбинации!

Стилистика и изобразительные средства

В нашем распоряжении имеется ряд изобразительных средств, помогающих выразить стилистику, способных придать дизайну жизненную силу. Экспериментируйте с различными стилями, создайте несколько индивидуальных цветовых палитр. Попробуйте применить методы симуляции объема, многоплановость, 3D, используйте прозрачности и эффекты наложения. Помните, что на данном этапе многое может помочь нашей идее заявить о себе и сделает ее более интересной и выразительной.

Поразмышляйте над тем, кем представлена ваша аудитория, т.е. кому конкретно предназначено ваше обращение. Например, вы разрабатываете логотип для производителя мебели. Вероятно, в данном случае, для создания оригинальной идеи, хорошо бы подошел стиль эстампа, или ксилографии, палитра из незатейливых "состаренных" цветов. Это поможет подчеркнуть тот факт, компания заказчик производит мебель в стиле 1900-х годов. Изучите историю шрифтов и подберите наиболее соответствующий данному периоду. Все эти характерные детали необычайно важны для создания логотипа, отряжающего суть и передающего особенности фирмы, которую он будет представлять.

Увеличить

Обратите внимание, как с помощью локальных заливок и симуляции объема изображение льва обретает выразительность. Логотип "Здоровое питание" выполнен с использованием витых элементов. Обычные кусочки фруктов представлены здесь в виде игривых спиралей, что настраивает на веселый лад и лучше воспринимается и запоминается. Графической составляющей логотипа "KuteMunsta" является уникальный набросок "от руки", который придает дизайну особый стиль и делает его концептуально оригинальным и эмоционально убедительным. Такой логотип может с блеском представлять продукцию компании, специализирующейся на пошиве детской одежды. Гармония ярких цветов и динамичная перспектива делают логотип "Начальная школа" очень игривым и озорным. Попытайтесь изменить ракурс вашего дизайн-проекта, и, возможно, он станет намного более живым, энергичным и интересным. В проекте "Бистро" четкий геометрический стиль в сочетании с рельефными контурами эффективно создает веселый логотип с энергичным и ярким характером. Такой стиль прост в адаптации, поскольку цвет может быть легко изменен клиентом, а отчетливые очертания предполагают возможность тиражирования в любых формах. Выбор стиля линогравюры или эстампа в дизайне логотипа "Урожай" - грамотный ход, помогающий "рассказать эту историю". Данный прием легко и эффективно передает атмосферу сбора урожая, что в сочетании с теплыми осенними тонами создает приятный деревенский колорит и придает изображению естественность и органичность.

Когда простое слишком просто

Хороший дизайнер знает, когда он зашел слишком далеко. И здесь имеются в виду обе стороны медали: как излишнее обилие, так и недостаток деталей. Если идея вашего логотипа слишком проста в исполнении - она должна быть гениальной! Возможно, абстрактные формы достаточно хороши, но их использование не оправдано при создании серьезных концептуальных проектов, которые должны иметь смысл и значение. Если вы смогли добиться быстрого раскрытия темы, в форме, которая без проблем тиражируется любыми способами, значит ваш логотип действительно успешен! Если форма логотипа слишком проста, постарайтесь обеспечить ему право на существование. Отнеситесь более придирчиво к подбору цветов, используйте самые красивые и оригинальные шрифты, - это значительно улучшит дизайн. Будет ли ваш логотип выделяться среди множества других в нижней части рекламной листовки? Придайте дизайну вес и значимость- это важное условие для успешного продвижения!

Увеличить

Логотипы, представленные в верхнем ряду кажутся малозначительными, скучными, невыразительными и каждый из них содержит очень слабый текстовой компонент. Если вы обратите внимание на нижний ряд, то заметите, что совсем немного усилий потребовалось для того, чтобы заставить их работать. Логотип 1 (слева вверху) невыразителен: рисунок розового цвета с неудачно выбранным шрифтом. Эти недостатки легко исправить с помощью двух вещей: более привлекательной теплой цветовой гаммы и современного, четкого шрифта. Достаточно простые манипуляции, образно выражаясь, перенесут нас из придорожной харчевни в ресторан с изысканной кухней! Данный пример ясно свидетельствует о важности и дополнительной ценности включения текста в дизайн логотипа для создания завершенного ансамбля. Второй логотип (посередине) с его примитивным цветовым решением и простотой форм, может заставить зевать от скуки. Его структурная неполноценность с отвлекающими внимание белыми фигурами ведет в никуда! Первый шаг для укрепления структуры - заполнение белых "дыр" и добавление в виде поддержки кольцеобразной рамки. Для успешного продвижения идеи - более выгодная цветовая гамма, новый привлекательный шрифт и более конкретное и значимое содержание текста. Последний логотип (справа вверху) имеет слабую структуру, и трудно читаем, благодаря слишком светлому оттенку шрифта. Кроме того, светлый тон шрифта заставляет, изображение бутылки чрезмерно и неоправданно выделяется из общего контекста композиции. Все, что необходимо в данном случае - это жесткие формы, поддерживающие графику. Выбор нового шрифта в стиле старинных итальянских плакатов, придает улучшенной версии своеобразие и ощущение времени. Доработанный текст визуально самодостаточен, поэтому вполне может использоваться отдельно от графики, в тех случаях, когда печатная площадь не позволяет вместить оба компонента логотипа. О чем это говорит?- Чем лучше шрифт, тем лучше дизайн!

Помимо всего прочего, старайтесь избегать слишком большого количества деталей. Это очень важно. Если вы чувствуете, что ваш логотип "перегружен", удалите некоторые детали, или упростите любыми другими способами. Хорошо подойдет уменьшение контрастности или ограничение количества цветов. Спросите себя, помогают эти действия или мешают. Если ответ "помогают"- остановитесь на измененном варианте, если "мешают" - откажитесь от изменений и двигайтесь дальше. А вот некоторые замечания относительно усовершенствований и дополнений в дизайн-проектах. Усовершенствования - это стилистические решения, которые можно добавить на завершающем этапе для усиления привлекательности - своего рода глянец, который всегда можно убрать без потери выразительности. На сегодняшнем рынке мы часто встречаем традиционные корпоративные логотипы, скомпонованные из четких форм и представленные с использованием только одного или двух цветов. Но по мере развития технологий появляется все больше и больше подходящих под "Web 2.0" проектов с использованием различных эффектов. Не смотря на это, основные принципы дизайна остаются неизменными. Логотип должен оставаться цельным, законченным и самодостаточным, даже если придется убрать все спецэффекты и пренебречь цветом в пользу черно-белого варианта.

Вывод

Настоятельно рекомендуется на определенных этапах творческого процесса показывать концепцию вашего логотипа другим людям. Довольно часто мы уделяем так много внимания деталям, что упускаем из виду общую картину. Глядя на дизайн свежим взглядом, другие люди могут видеть вещи, которые не являются очевидными для нас. Спросите, что им бросается в глаза в первую очередь? Что заставило их обратить на это внимание? Напоминает ли это им что-либо (другие логотипы)? Могут ли они сказать, что это означает или пытается выразить? Какой вариант самый лучший? Конечно, вы должны в первую очередь задать эти вопросы себе, но очень полезно, когда вы осведомлены о другой точке зрения.

Помните, что идеи витают повсюду, и мы ограничены только возможностями своего воображения. Хороший дизайнер обладает знаниями и владеет методиками, помогающими в создании концептуальных идей. Великий дизайнер обладает мудростью отличить хорошее от плохого, побуждая к жизни только лучшее, делая его уникальным, незабвенным и вечным!

Автор: Paul Jeffery, перевод Devor специально для microstock.ru
Новости по теме: